Стан
С начала XIX века стан — административно-полицейская единица в составе уезда.Стан управлялся становым приставом, с 1878 года делился на уряднические участки.
Становой пристав.
В становых сёлах располагались также призывные участки.
Эта структура существовала параллельно с гражданским (волости) и церковным (приходы), административным делением.
Обычно в уезде было по 2—3 полицейских стана.
Станы Яранского уезда
Стан 1. Становая квартира -
Царевосанчурск,
заштатный город Яранского уезда
Стан 2. Становая квартира -
Кукарка,
слобода удельная.
Зашта́тный го́род
— в Российской империи — населённый пункт, пользовавшийся правами города, но не являвшийся административным центром уезда.В Вятской губернии был только один заштатный город - Царевосанчурск.
Починок, выселок, слобода и чем отличается село от деревни
1.Выселок.Так называли небольшие крестьянские селения. Выселки образовывались в результате межевания и выхода некоторых землевладельцев(которым предоставлялась экономическая и юридическая свобода) из основного села.
2.Починок.
Термином починок в России до XX века обозначались вновь возникающие сельские поселения. Данный термин впервые стал встречаться в писцовых книгах XV века в Великом княжестве Московском. Нередко починок, даже будучи выселком из деревни размером в один двор (нередко обустраиваемым на месте расчистки либо выжига в лесу, поскольку обработка такой земли позволяла достичь хорошей урожайности, разрастался в многодворное поселение и становился полноценной самостоятельной деревней. Впоследствии слово «Починок» закрепилось за многими такими населёнными пунктами уже в качестве топонима, а также в качестве фамилий, берущих начало от семей основателей поселений.
3.Заимка.
Это сезонное поселение, обычно как правило состоящее из одного двора. Имя заимке давали по имени владельца, занимавшего определенную территорию, на которой впоследствии он разбивал хозяйство. В будущем вполне могло развиться в деревню или село.
4. Деревня.
Небольшое крестьянское селение, один из видов населённых пунктов и адресных объектов. На начало XX века основным отличием деревни от села являлись отсутствие церкви в деревне и размеры поселения.
5. Село.
От деревни село отличается размерами и наличием православного храма.
6. Погост.
Одна из самых первых административно-территориальных единиц Руси. Когда-то, как и село, являлся центром прихода с кладбищем и церковью, от села отличался наличием домов священнослужителей. Позже словом "погост" стали обозначать сельское кладбище.
7. Слобода
Вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.
8. Сельцо.
Небольшой населенный пункт, состоящий из дома помещика и прислуги. В сельце могло и не быть церкви, но часовня имелась.
Категории крестьян
- Государственные (казённые) крестьяне —
особое сословие крестьянства в России XVIII—XIX века, численность которого в отдельные периоды истории доходила до половины земледельческого населения государства. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права) и прикреплёнными к земле.
-
Помещичьи крестьяне —
крепостные крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам. Являлись наиболее многочисленной среди других категорией крестьянства Российской империи — в 1859 — 23 млн человек обоего пола.
-
Удельные крестьяне —
категория феодально-зависимого сельского населения Российской империи конца XVIII — середины XIX века, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности.
см. также -
Ландмилицкие крестьяне.
Ландмилиция — род поселённого войска, существовавшего в России в 1713—1775 годах.
Формировалась по региональному принципу. От других формирований типов войск Русской армии (РИА) нижние чины и офицеры ландмилиционных формирований отличались цветом мундира.
Ландмилиция обходилась Российскому государству дешевле, чем формирования регулярной армии, так как её содержание возлагалось на население уездов юга и юго-запада России, позднее других регионов. С 1723 года для этой цели ввели особый налог — четырёхгривенный. В 1732 году к нему прибавили ещё 7 гривен налога. Итого приходилось платить «по рублю по 10 копеек с души». Особая денежная подать с жителей Юга России на содержание ландмилиции была отменена лишь в 1817 году. -
Экономические крестьяне —
в России во второй половине XVIII века категория государственных крестьян, образовавшаяся после проведения Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы из бывших монастырских и церковных крестьян. Экономические крестьяне первоначально были переданы в заведование коллегии экономии (поэтому и назывались экономическими), а в 1786 году, после упразднения этой коллегии — в заведование казенных палат. Обладали личной свободой. Несли государственные повинности. Платили денежные оброки вместо барщины и натурального оброка. Общая численность экономических крестьян достигала 2 миллионов, однако уже к концу XVIII века они слились с государственными крестьянами.
-
Ясашные крестьяне -
категория населения России 16-18 вв., платившая ясак (дань с татарского языка). Возникла в результате падения Казанского ханства, население которого (татары, удмурты, марийцы, чуваши, мордва, а также русские) были принуждены Русским государством к выплате натурального налога за пользование землей Ясачное население периодически проверялось переписями.
- Черносошные крестьяне -
категория тяглых людей в России в XV—XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Земля составляла как бы собственность черносошного крестьянина; он мог отдавать её в залог и продавать, но с условием, чтобы покупщик тянул в общинные разрубы и разметы или сразу уплатил все общинные пошлины, «обелил» участок. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, пушным промыслом, собирательством и торговлей. Особенно много черносошных крестьян было в Поморье и Сибири. Исторически наиболее многочисленными (до 1 млн. чел. к началу XVIII века) черносошные крестьяне были в Поморье (так наз. «Голубая Русь»), которое не знало крепостного права. Это позволило черносошникам рано включиться во внешнюю торговлю со странами Запада через Архангельск. В XVIII веке черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.
-
Тяглые крестьяне —
в России XV—XVIII веков и в Великом княжестве Литовском категория крестьян, обязанных платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (тягло). В разряд тяглых крестьян в России входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со 2-й половины XVII века — бобыли и халупники, а с начала XVIII века — холопы. С введением в 1724 году подушной подати стали частью податных сословий. У тягловых крестьян Великого княжества Литовского основной формой ренты была панщина. До волочной померы единицей обложения у них была служба, позже волока. За пользование волокой земли тяглые крестьяне отбывали два дня панщины в неделю и повинности в виде натуральных и денежных платежей (чинш), а также дополнительные работы (сгоны). В XVI—XVIII веке земельные наделы крестьян сокращались, в то время как повинности росли.
-
см.также
Категории крестьян в Российской империи
Посад
Поса́д — первоначально населённая посадскими людьми территория за пределами укреплённого княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря). Посадом являлась та часть, которой будущий город прирастал, где обычно находилось торжище и ремесленные слободы.Посады, население которых находилось на государственной службе, назывались слободами. В более позднюю эпоху посадами назывались рядовые, не уездные города.
Посадские люди позднее становились городскими сословиями — ремесленниками, купцами, мещанами, цеховыми.
По Уложению царя Алексея Михайловича посадские были прикреплены к своим посадам, как и крестьяне к своим пахотным землям, хотя первоначально на Руси посадские, подобно крестьянам, имели свободу перехода в иные сословия.
Ясак
ЯСАК – первоначально закон, уложение, устав, военный сигнал, подать, установленная законом; принудительная дань в империях Чингисхана. В Золотой Орде и др. монгол. империях Я. являлся глав. видом поборов, взимавшихся с покорённых народов.С образованием татар. ханств (Крым., Казан., Астрахан., Симбир. и др.) сохранился в них как основная подать с подчинённого населения. В Казанском ханстве Я. – глав. поземельно-подоходный сбор (десятинная подать) с населения подчинённых народностей – чувашей, марийцев, южных удмуртов, части мордвы (с татар не собирался). В нек-рых сотнях ханства Я. поступал непосредственно в казну, в др. – татар. светским и духов. феодалам, являвшимися ясакодержателями.
В податной системе Росс. государства Я. впервые введён с присоединением Казан. ханства. Со 2-й пол. 16 в. до нач. 18 в. на территории быв. ханства Я. платили чуваши, марийцы, удмурты, часть мордвы и русских, в 17 – нач. 18 вв. – часть татар (из ассимилированных чувашей и марийцев). Я. здесь взымался деньгами и хлебом с площади земел. угодий (см. Ясачное обложение), так называлась и единица обложения с фиксирован. площади пашни и др. угодий, у нек-рых ясачных людей – и с промыслов. В Сред. Поволжье Я. был отменён в 1724 в связи с вводом подушной подати.
Ясачные люди
Ясачные люди — плательщики государственного налога общего характера — ясака,
взимавшегося в царской России с народов Поволжья (с 15—16 веков) и Сибири (с 17 века).
Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет (позднее — с 16 до 60 за исключением больных и увечных),
которых записывали в «Ясачные книги». Количество ясачных людей периодически проверялось повторными переписями,
данные которых корректировались ясачными комиссиями. Средством принуждения ясачных лиц к уплате ясака была шерть (присяга).
Кроме ясака, ясачные люди должны были нести в пользу государства различные натуральные повинности: дорожную, городовую, ямскую и др.
Ясачные люди как категория населения просуществовали у народов Поволжья до 20-х гг. 18 в., когда ясак был заменен подушной податью.
В Сибири согласно «Уставу об управлении инородцев» (1822) нерусское население было приравнено к русским крестьянам.
В отношении некоторых народов, причисленных к «кочевым» или «бродячим» инородцам (якуты, тунгусы, чукчи и др.),
обложение ясаком сохранялось до 1917 года.
Ревизские сказки
Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в начале XVIII — 2-й половине XIX веков, проводившихся с целью налогообложения. Ревизские сказки представляли собой поимённые списки населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизских сказках (за некоторыми исключениями) учитывались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.
В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству, с одной стороны, повышать собираемость подушевого налога, а с другой, создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 (это 1719, 1743, 1811 годы) включали только мужчин.
Подушные переписи (ревизии)
Номер | Годы проведения |
1 | 1718—1719 |
II | 1743—1747 |
III | 1761—1767 |
IV | 1781—1787 |
V | 1794—1808 |
VI | 1811-прервана |
VII | 1815—1825 |
VIII | 1833—1835 |
IX | 1850 |
X | 1857—1859 |
Подворная опись 1891 года |
Источник информации: |
Соха двуральная
КУРАШИМКА — почвообрабатывающее орудие, разновидность однозубой сохи-односторонки. Особенностью курашимки, выделяющей ее из числа сох-односторонок, являлось наличие небольшой подошвы (пяты), отходившей от плотины. Она могла стоять или, по выражению крестьян, «сидеть» на земле. Кроме того, курашимка имела иной, чем односторонка, лемех. Он был треугольный, с левой стороной, приподнятой вверх и направленной острием вперед. Несколько отличался и отвал. Он был всегда железным, имел вогнутую поверхность и прикреплялся к краям лемеха своим левым краем.
Курашимка — усовершенствованная соха. XIX в. Пермская губ.
Лемех сохи-курашимки
Такая соха пахала глубже, пласт брала шире, лучше разрыхляла землю. Ею пахали новь, работали на тяжелых дернистых почвах. Курашимка была создана в 1870 г. кузнецом Н. Н. Паюсовым на Курашимском медеплавильном заводе Кунгурского уезда Пермской губернии на основе однозубой сохи-односторонки с брылой. Она получила большую известность на Урале, в Вятской и Уфимской губерниях и даже в далекой Орловской губернии благодаря хорошо организованной газетной рекламе. В 80 х гг. XIX в. на Курашимском заводе изготавливали до 7500 курашимок в год.
КОСУЛЯ — почвообрабатывающее орудие с высоким или низким прикреплением тяговой силы.
Корпус косули состоял из плотины (стойки) с надетым на нее лемехом, рогаля, резца, отвала, стужня (грядиля), подмоги, поперечины и оглобель.
Плотина представляла собой толстую доску, слегка зауживавшуюся книзу. На зауженный конец надевали крупный металлический лемех, близкий по форме к треугольнику. С правой стороны плотины над лемехом неподвижно закрепляли деревянный или металлический, слегка выгнутый отвал. И ногда лемех и отвал изготавливали из одного листа железа, которому кузнец придавал нужную форму. Верхнюю часть плотины вставляли в рогаль — деревянный брус с рукоятками, за которые держался пахарь. В рогале закрепляли также и оглобли, соединенные деревянной поперечиной на некотором расстоянии от него. Их делали либо прямыми, либо левую — прямой, а правую — изогнутой. Между поперечиной и плотиной находился выгнутый в левую сторону стужень — деревянный брус, необходимый для более прочного соединения плотины с оглоблями. У некоторых косуль оглобли закрепляли не в рогале, а в плотине, на ее середине или более низко, около отвала. Резец — длинный нож, направленный острием вперед, — располагали перед лемехом и закрепляли в стужне и левой оглобле.
У косули, как и у сохи, не было полоза. Точкой опоры ей служил лемех.
Различные варианты косуль обозначались разными терминами: кунгурка, владимирская косуля, вятская, вологодская, казанская, костромская, ярославская. Но большинство из них отличалось лишь по форме или материалу отдельных деталей. Некоторое принципиальное отличие имели только две разновидности косуль: костромская и ярославская. Оглобли костромской косули, как и у сохи, вставляли в рогаль. Оглобли ярославской косули закрепляли в нижней или средней части плотины около лемеха.
Косуля использовалась на очень плотных почвах, тяжелых глинистых или иловатых грунтах, при поднятии нови, на зале жи, на землях, долгое время бывших выгоном для скота, — т. е. там, где легкая соха была бессильна. В отличие от сохи, которая лишь вспарывала легкообрабатываемую землю и отбрасывала комья в сторону, косуля разрезала почву резцом по вертикали, а лемехом — по горизонтали и переворачивала пласт земли на вспаханную часть поля. К осуля отваливала пласты земли более широкие, чем соха, проникала на глинистых почвах в глубину почти на 7 см, радикальнее сохи боролась и с сорняками. Она была хорошо приспособлена к быстрому изменению глубины вспашки.
Однако это орудие имело и некоторые недостатки. Среди них главным было то, что из за отсутствия полоза косуля шла по пашне неровно, зачастую выскакивая из борозды, доставляя большие трудности пахарю.
Косуля, орудие более мощное, чем соха, была изобретена, как предполагают исследователи, в XVII в., когда в связи с ростом населения и сокращением хороших старопахотных земель появилась необходимость в разработке значительного пространства новых, не тронутых пахарями. Местом ее изобретения принято считать земли древнего Владимиро-Суздальского княжества, т. е. Владимирскую, Костромскую, Ярославскую губернии.
В XVIII в. она получила массовое распространение в Центральной России, а к началу XIX в. встречалась во всех губерниях, где были распространены сохи. Название косуля получила из за своей асимметричности: ле мех и отвал у нее были расположены на левой стороне. Как известно, на Руси для обозначения асимметричных предметов использовались слова, образованные от прилагательного «косой».
В местах, где использовали косули, применяли и такое орудие, как черкуша - для разбивки пластов, поднятых косулей, запахивания семян и окучивания.
ДРАПАЧ, орудие, снабженное рабочими лапками для поверхностного разрыхления пашни; применяется для уничтожения сорной растительности на паровых полях и иногда для лущения жнивья. Происхождение орудия польское, иногда его еще называют шведской бороной. Простейший драпач имеет деревянную раму с регулятором глубины хода в виде гребенки, по которой передвигается вверх и вниз упряжной крюк. Драпач снабжен одной или двумя ручками. Более сложный драпач заводского производства делается с железной рамой и более сильными остроконечными лапками-лемешками. Прототипом драпача является так называемый крюммер, с треугольной рамой, осью с двумя колесами и регулятором, позволяющим устанавливать его на различную глубину.
БОРОНА — почвообрабатывающее орудие, использовавшееся для разрыхления и перемешивания пластов земли по завершении вспашки, для распределения удобрений по полю, для заволакивания семян после посева, для уничтожения сорных трав.
В русском крестьянском хозяйстве были известны разные типы борон. Их появление обусловливалось той или иной системой земледелия и типом пахотного орудия, которое использовалось до работы бороной. В большинстве деревень северной и центральной части Европейской России были распространены плетёные и рамочные бороны с деревянными зубьями, применявшиеся для разрыхления земли после пахоты сохой,
А. Г. Венецианов. На пашне. Весна.
вершалина—простейший вид бороны
Борона плетёная с лучком
для запряжки лошади
Борона плетёная. Вид снизу. XVIII- XIXвв.
Костромская губ.
Бороны рамочные:
1 — деревянная
с железными зубьями;
2 — железная фабричного производства;
3 — деревянная
а также рамочные бороны с металлическими зубьями для работы после плуга. В лесных районах Севера для боронования на подсеках, т. е. на поле, полученном путем сжигания леса, а также на каменистых почвах использовали вершалины и суковатки. В богатых крестьянских хозяйствах при многополье (прогрессивной системе земледелия) применяли металлические бороны.
Обычная крестьянская борона представляла собой четырехугольную деревянную решетку с деревянными или металлическими зубьями, вставленными в ее гнездо вертикально или с наклоном вперед. К переднему краю бороны чаще всего прикреплялся лучок — дуга из толстого ивового прута, — использовавшийся для запряжки лошади. Средние размеры бороны: 1,6— 1,8 м в длину и 1,4—1,6 м в ширину, длина зубьев около 36 см. Зубья располагались таким образом, что каждый из них делал свою бороздку, причем расстояние между бороздками было одинаковым. К тому же между самими зубьями выдерживалось расстояние, которое не позволяло засорять борону сорняками.
Все крестьянские бороны относились к группе легких, т. е. весили около 48 кг. В такую борону впрягали одну или двух ло шадей (запряжка одноконная или пароконная). Тяжелые металлические бороны, весом до 160 кг, которые тянули три четыре лошади, использовали помещики или очень богатые крестьяне при многополье.
Необходимость в таком почвообрабатывающем орудии, как борона, объяснялась тем, что вспаханная сохой или плугом поверхность земли состояла из множества комьев разной величины, а после дождя на ней появлялась плотная корка, не пропускавшая воздух. Все это делало пашню неудобной для посева. При бороновании зубья бороны, углубляясь на 10 см в землю, прочесывали пахотный слой, разрыхляя и перемешивая частички почвы. Пахотный слой становился ровным, разбивалась корка, а земля распадалась на мелкие, одной величины комочки, благодаря чему в нее свободно поступал воздух. Кроме того, борона подрезала оставшиеся в земле корни сорняков, вытаскивала их на поверхность. Бороной также можно было закрыть брошенные в землю семена, предохраняя их от ветра и птиц.
Борона — орудие очень древнее. Она впервые упоминается на Руси в тексте свода законов Владимира Мономаха Русская Правда, датируемом 1114 г. Однако, вероятно, была известна славянам и в более ранние времена. Старинные бороны были по преимуществу деревянные с деревянными зубьями. Бороны с металлическими зубьями, как предполагают исследователи, появились довольно поздно. Даже в XVIII в. они представляли собой большую редкость для крестьянского и помещичьего хозяйства.
Слово «борона» некоторые ученые связывают с общеславянским словом «оборона» — защита. Борона — это то, что сохраняло посевы от гибели, защищало их.
В мифологических представлениях славян борона является одним из самых ритуализированных предметов. Она наделяется апотропейной, т. е. защитной, и брачно эротической символикой. Борона, имеющая острые зубья и решетку с ячейками, в магических действиях людей выступала как оберег: зубья «прокалывали» нечистую силу, а ячейки решетки могли «захватить» ее в свои сети.
В южнорусских губерниях для защиты от ведьм и колдунов в ночь на Рождество, на Егорьев день и на Ивана Купалу, т. е. когда их вредоносная сила проявляется особенно активно, в хлеву ставили борону, направленную зубьями вверх или в сторону двери. Считалось, что для колдунов и ведьм она была непреодолимой магической преградой.
В русских деревнях существовало также поверье, что борона имеет какое то отношение к нечистой силе. В народных сказках борона — транспорт, который используют черти, перемещаясь по миру, русалки ею расчесывают себе волосы. Верили, что через борону можно увидеть домового или лешего, а также в Иванову ночь колдунью, отсасывающую у крестьянских коров молоко.
Брачно-эротическая символика бороны на мифологическом уровне проявлялась весьма ярко. Она определялась наличием у бороны зубьев, вставленных в решетку: зуб осмыслялся как мужское начало, ячейка решетки — как женское. Как эротический символ борона выступала в свадебных песнях, главным образом тех, что исполнялись перед уводом жениха и невесты на брачную постель и после брачной ночи, в любовно эротических частушках:
Уж я шел стороной,
Бороновать бороной,
Борона железная,
Поцелуй, любезная.
Борону использовали в девичьих гаданиях, связанных с замужеством, а также на разных этапах свадебного обряда.
На масленицу жгли старую борону со словами: «Борона, догорай, наших девок разбирай».
В ряде мест Южной России девушку, вступившую в брачный возраст, сажали на борону и катали по деревне, показывая тем самым, что она готова к браку.
Существовал обычай на масленице возить по деревне на бороне парней, которые не торопились жениться или неоднократно получали отказ при сватовстве.
Борону укладывали и в сани к сватам в том случае, если жених не нравился, а семья невесты не решалась отказать на словах, боясь обидеть уважаемых людей.
Родителям невесты, утратившей девственность до свадьбы, забрасывали на крышу дома борону, выражая тем самым претензии к ним.
Кроме того, в последний день свадьбы или в Чистый понедельник молодоженов сажали на борону и везли мыться в баню, заставляя их по пути целоваться.
Борона применялась и в лечебной магии. С помощью зуба, выдернутого из бороны, и заговора старались вылечить зубную боль.
Нередко борону использовали знахари при лечении импотенции у мужчин.
Так, один из способов лечения предлагал мужчине, страдающему «невстанихой», пойти на утренней заре к колодцу, набрать воды и перелить ее несколько раз из чашки в чашку через борону. При этом знахарь произносил нужные слова, а затем выливал воду на что нибудь твердое. Предполагалось, что эти манипуляции помогут излечиться.
Земская почта — почтовые службы, организованные во второй половине XIX века большинством земских управ России для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.