Социальный портрет вятского крестьянина.
(по сведениям о приходах Вятской епархии последней четверти XIX века.)

Анкетные сведения о приходах Вятской епархии за 1882— 1883 годы охватывают разнообразный круг вопросов от даты основания села до наличия живописных мест в приходе. Губернский статистический комитет, предлагая приходским священникам сообщить о флоре и фауне, фабриках и заводах, торжках и базарах, урожаях и ценах, рассчитывал на их образованность, любознательность и широкую осведомленность во всем, что касается жизни прихожан. Но наибольшую наблюдательность священнослужители могли проявить в привычной для них сфере, отвечая на вопрос о характерных особенностях жителей прихода. Здесь информационный аспект уступал место морально-психологическому. Из нескольких сотен характеристик проступает обобщенный портрет вятского крестьянина.

Для публикации отобрано несколько наиболее ярких фрагментов ответов на 5-й пункт анкеты, данных священниками сел Загарского, Куменского и Просницкого Вятского уезда, села Зюздино-Афанасьевского Глазовского уезда, села Лекаревского Елабужского уезда, села Ивановского Котельнического уезда, сел Бутырского и Чигиринского Нолинского уезда и села Мазунино Сарапульского уезда. Они отражают различные стороны социальных отношений в проявлении вятских крестьян к отдельным слоям общества, к собственности, членам семьи.

Точные даты документов и подписи опущены. Пропущенные слова и части слов обозначены квадратными скобками.

• Жители прихода характером не одинаковы, в одном селении народ отличается кротким характером, приветливостью, гостеприимством, не терпит ни ссор и тяжбы, ни воровства, ни буйства; в других же селениях, напротив, народ сварливый, грубый, буйный, мстительный, склонный к воровству и тяжбам, из-за ссор нередко сжигают в полях клади хлебные или стога сена, а иногда и дома или причиняют увечья скоту.

• Заметен в них элемент неповоротливости, вялости; но и живости значительно более у них в сравнении с прихожанами сел, лежащих на север... В экономическом отношении бережливость до чрезвычайности. Несклонны к захватам чужого имения, владения; почему и тяжбы между ними весьма редки.

• Не отделяя народностей, надо признать: вообще все грубы, хитры и своенравны; в домашнем быту ссорливы и неряшливы; в экономическом — нераспорядительны, своеобразны, в семейном — неуживчивы...; к больным не особенно наблюдательны, нищих принимают гостеприимно, в несчастных случаях сострадательны.

• В семейной жизни крестьянин тих; ссоры редки, а тем более драки. Но при этом нельзя не сказать, по-видимому, о несимпатичных отношениях членов семейства между собою. Глава семейства, муж, обращаясь к жене своей с вопросом или приказанием, часто не определенным, не зовет ее по имени (да не всякий и знает имя своей жены), не смотрит в лицо, а говорит как будто для себя, и если жена, подумав, что вопрос относится не к ней, промолчит, только тогда, при повторительном вопросе, прибавляет равнозначащее имя на слово: «баб», «баба». Довольно распространено название мужем жены — не- пряха, хотя к известной женщине это название и совсем нельзя отнести. Жена относится к мужу прямо, называя его по имени, а в разговоре о нем именует его мужиком: «мой мужик ходил» и т. д. Сыновья находятся в полном ведении и подчинении отца; о дочерях заботится мать. Сын, имеющий быть рекрутом, пользуется с 15—17 лет большею свободою; ему легко прощаются разные мелкие проступки и пороки, за которые других детей бранят и наказывают. При заключении браков главное внимание обращается на дородность невесты: высокий рост, полноту и потом — на наряд, т. е. на количество и качество имеющейся у невесты одежды (по местному] выражению — лопоти). О других достоинствах —все, что от него требуется, чтобы не быть забракованным. Бывали случаи, что невесты выходили (по выражению крестьян) за хороший дом. Впрочем, браки никогда не заключаются помимо воли жениха и невесты.

- 1 -

• Хороший отец и мать — вполне хозяева в семействе, это, пожалуй, более относится к матери: она покровительница семьи, распорядительница работ и съестного и она в большинстве единственный хозяин почти полгода — за отсутствием «самого». Имуществом денежным владеет большак, все же другое имущество в виду всех и идет в пользование всем не без согласия всех. ... Отец и мать не лишают детей доступных в деревне удовольствий, если бы эти удовольствия и расходов денежных требовали. Если сын зарабатывает на стороне деньги, он вправе бывает сделать расход на покупки себе и жене с детьми, лишь бы этот расход не превышал четвертой части заработка, — в противном случае, когда задевается третья часть, — укоры, а если половина ~ трепка. Не имеет также права член семьи, работающий на стороне, ни копейки держать на себя и жену свою, если у него есть братья, работающие постоянно дома и несущие на себе службы общественные. Последние, живя с отцом, отдают деньги отцу, ... точно также и старший работающий брат отдай [деньги] отцу, а он уж увидит и статьи расхода.

• Имуществом, за исключением потребляемого, каждое семейство владеет самостоятельно и хранит его отдельно от другого рода в семье, если несколько членов живут в одном доме, а при разделе каждый получает свое. Разделы совершаются часто и больше всего по несогласию или раздорам женщин в доме. Ремеслами и земледелием занимаются все члены семьи на равных правах и паях.

• Крестьянин смотрит на жену как на необходимую в хозяйстве работницу. Этот взгляд мужчин усвоен и женщинами.

• Разделы большей частию совершаются безобидно; разве иной отец, желая наказать своего «непутного парня», «сгоняет» его, т.е. выгоняет из дому ни с чем. Такие случаи, впрочем, весьма редки.

• В некоторых состоятельных домах женщины сеют собственно на себя лен и от продажи годами скапливают небольшие, от 50 до 300 и даже иногда до 500 р[уб.] независимые капитальцы, которыми, кроме них, никто из семейства уже не вправе распоряжаться. В таких случаях на свой уже счет заводят они себе наряды.

• По характеру и нравам простолюдины резко делятся на стариков и молодое поколение. Мягкость в обращении с равными себе, доброта, гостеприимство, сдержанность на словах, привычка к старому, любовь к труду, порядок в занятиях, ровность — отличительные черты стариков. Молодость все старое разрушила, отреклась от него, увлекшись в противное и не успев создать определенно нового. От этого — грубость, презрение к старшим, жестокость в обращении с низшими себя в каком-либо отношении, лесть, обман, распутство, мотовство, стремление к легкой наживе, презрение к честному труду, беспорядочность в образе жизни наблюдаются на каждом шагу.

• Между крестьянами, составляющими наш приход, те, которые редко отлучаются из дома для заработков в другие места, отличаются скромностью, трудолюбием, самостоятельностью... Напротив, которые часто отлучаются на заработки, более склонны к раздорам, нестроениям, обманам и к пьянству...

• Все прихожане живут на большой трактовой дороге, по которой ежедневно идут транспорты товаров, идут и едут люди из различных мест и народностей, останавливаясь в селе на отдых.

- 2 -

От такого движения прихожане с внешней стороны как бы оцивилизовались, нажили претензию на щегольство, сластолюбие и роскошь во всей обстановке, но зато нравственно испортились. К церкви охладели, постов не соблюдают, повиновения хотя бы родителям не выносят, от чего [происходят]разделы в ущерб хозяйству, в отношении с высшими наглы, дерзки, с сознанием равноправности, ... к бедным и вообще несчастным нечувствительны, эгоистичны; пьянство, а с ним и распутство в широких размерах. Вообще, что характерного замечается у ямщиков и постоялых дворов хозяев, то все это имеется у них в достаточной мере.

• Как подгородние жители, занимающиеся продажей в городах Вятке и Слободском крупы, мяса и дров и потому имеющие постоянное сношение с городом, они отличаются сметкой и частию — плутоватостью. Свесить во второй раз один и тот же мешок крупы при сдаче купцу, выдавать мясо от старой скотины за хорошее, оставить несколько полен от проданных дров в санях под сеном, чтобы получить потом за них кружку сусла — все это очень не редкие случаи, если представится к ним какая-либо возможность. Добытые трудом и частью неправдами [деньги] крестьянин старается употребить с пользою для себя. Если подать уплачена, скотины достаточно, то его мечта: устроить возможно лучше дом, приобресть хорошую одежду для праздников, самовар (употребляемый, впрочем, только при гостях), тарантас и т. п. предметы более роскоши, чем необходимости.

(Источник: ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 950. Лл. 32об., 70, 70об., 97, 181об., 260, 408об., 549, 549об., 583, 583об. Подлинники.)

Разноречивые оценки, а иногда и противоречащие друг другу сведения объясняются прежде всего объективными причинами. Расстояние от городских поселений, водных путей, коммерческих трактов и кабаков, особенности климата и плодородие почвы, национальный состав и плотность населения, занятия жителей — все это не могло не отразиться на укладе жизни и социальных отношениях. Но, безусловно, виден и отпечаток личности авторов текста. В глазах одного священнослужителя прихожане «просты и смирены по видимости, но стараются обмануть другого в действительности», другой видит в них только «рабочие машины», третий считает, что его прихожане «более чистосердечны, чем скрытны, более мягки, чем грубы, доверчивы, но нелегковерны». Женщина в крестьянском хозяйстве оценивается то как «раба», то «полная хозяйка в семействе». Среди отличительных особенностей прихожан один отмечает леность, а другой — выносливость, проявляемую крестьянином в противоборстве с выпавшими на его долю бедами: неурожаем, голодом и падежом скота. В целом же звучащее изредка недоброжелательное отношение перекрывается сочувствием большинства к своим духовным чадам и озабоченностью по поводу происходящих в обществе изменений.