И.Ю.Трушкова. Пища. Утварь.
Как и типы хозяйствования, жилище, одежда, так и система питания, зависит от вполне конкретных климатических условий. Кроме того, пища соотносится и с видами ведения хозяйства, поскольку основные продукты питания у земледельца иные, чем у скотовода.
И хотя в пище, более чем в других сферах материальной культуры (жилище, одежда), сохраняется этническая специфика, к XX веку в системе питания населения края четче выделяются скорее региональные, нежели этнические особенности.
Поскольку главным занятием вятских крестьян испокон веков было земледелие, особое место в их питании в конце XIX — начале XX века занимали зерновые.
«Вятка хлебу матка». Богат был регион зерном. Хлеба изготовлялось здесь несколько видов. Кроме больших караваев из ржаной, овсяной и ячменной муки выпекались и знаменитые «ярушники», маленькие хлебцы, тесто для которых «ставили» на ржаной муке, а месили на овсяной и ржаной наполовину. Белого хлеба употребляли немного. Он был доступен не каждой семье, его покупали к празднику (баранки).
«Мусники» — вид многослойного хлеба — получались при наливании жидкого подквашенного теста на ржаные сочни2.
К праздникам пекли много пирогов с разнообразной начинкой. В качестве нее использовали как плоды своего труда, так и дары леса. Пироги приготавливались с мясом, яйцами, рыбой, картофелем, морковью, грибами, ягодами, творогом, горохом, капустой, свеклой, «шпанкой» (иргой, у марийцев) и т. д. Пироги разделялись на «крытые», с румяной корочкой теста сверху, и открытые, нарядность которым придавали, к примеру, запеченные в печи ягоды.
Блины из овсяной, ячменной муки ели со сметаной, маслом, солеными рыжиками. Особенно много их пекли на Масленицу, к посиделкам, другим праздникам. Широко были распространены в течение XX века оладьи, а в округе Лальска, к примеру, в конце XX века пекут «колобушки» — мягкие булочки- хлебцы в виде полушара, напоминающие половинку сказочного колобка.
Довольно широко в Приуралье в целом были распространены пельмени. Это блюдо финно-угорского происхождения, на что указывает его название: «пель-нянь» — хлебное ухо, так слово можно перевести с коми или удмуртского языков. Исследователями отмечается, что русское население многих областей, кроме Урала и Сибири, этого блюда не знало. Пельмени делали с
- 2 -
мясом, иногда с капустой, рыбой, грибами. Начинку рубили до кашицеобразного состояния в специальном корытце сечкой. У некоторых групп русских после варки в воде пельмени достают и едят вилкой, добавляя сметану, уксус, перец; у марийцев, татар пельмени едят вместе с мясным отваром.
Много сходных черт в кулинарном искусстве русских, удмуртов, коми, мари, татар обнаруживается в таком виде мучных изделий как «шаньги» («ватрушки»). «Перепечи» — так они назывались у удмуртов, у татар Карино — «юмал шаньги», «яровой шанешка» и т. д. Когда-то заимствованные от русских, все эти лепешки с начинкой у разных этнических групп приобрели свои, специфические черты и по праву осмысливаются блюдами национальной кухни4.
С изготовлением стряпни были связаны и некоторые правила, приметы. Так, у русских вятско-вологодского пограничья девиц приучали месить тесто движениями рук от краев к центру, чтобы получалась однородная масса. Мол, всяческие комки и «непромесы» в тесте предвещали о том, что лицо и характер у будущего мужа будут такие же «шадровитые и комковатые», как плохо мешаное тесто. Вся стрепня должна быть подрумяненной, хозяйки расстраивались, когда пироги получались «бледные, как покойники». Кстати, всех постряпушек: ватрушек, пирожков, пышечек предпочитали готовить четное количество — парами, парами и считали их.
Как правило, разные виды стряпни — обрядовая пища: блины — на Масленицу, пироги — на свадьбы, поминки, проводы. Словно люди хотели соотнести важные моменты своей жизни, да и всю жизнь, с хлебом, с «житом». Обычай запрещал мять в руках, катать шарики из хлеба («...не к добру...») или недоедать куски, а также смахивать крошки со стола. Отношение к хлебу было архиуважительное.
В трудные годы на Вятке, когда запасов пищи было маловато, из хлеба делали так называемую «тюрю», размачивая накрошенный хлеб в похлебке.
Из овса русским населением Вятки приготавливалось и такое лакомство, как кисель. Густой и кислый — его ели ложками. Но прославило вятчан, пожалуй, на всю Россию другое хлебное блюдо — знаменитое толокно, овсяная мука. Еще в XIX веке отмечалось, что вятчане делали вкусное толокно и очень любили его.
Отмечалось два способа приготовления толокна: запарной, заварной. При запаривании разбухший в холодной воде процеженный и заваренный кипятком овес высыпался в натопленную печь и плотно закрывался заслоном так, чтобы пар из печи не выходил. Овес парился. После его разносили по нескольким соседским печам, там он просушивался, потом его прочища
- 3 -
ли на веялке или на ветру и размалывали на мельнице на толокно. Интересно, что факт разноса овса для просушки по соседним печам объясняется исследователями как проявление производственно-бытового соседского обычая взаимопомощи. Так, учитывая почти ритуальное пристрастие вятчан к толокну, можно судить и о широком развитии явления взаимопомощи у них в прошлом.
Второй способ производства толокна интересен тем, что в кадочку насыпают овес до половины емкости, заливают кипятком и оставляют примерно на двенадцать часов. Потом овес просушивают, «одергивают» и размалывают обычным способом. Толокно получается белым, с сильным привкусом овсянки, тогда как в первом способе оно — желтоватое.
При всыпании толокна в «варенец» получалась «тепня». Смесь размешивали до однородной массы и формировали в чашке горкой, на края наливали молоко, а верх обмазывали сметаной. Во время еды зачерпывали так, чтобы на ложке были все три составляющие. Готовили «тепню» и на пиве, а вместо сметаны использовали мед, сахар. Вот вам и постное блюдо.
В основном для детей делали «сухомес». В подсоленную или подслащенную воду всыпали толокна столько, что при перемешивании образовывалась рассыпчатая масса.
Для так называемых «тукмачей» делали из пшеничной или ржаной муки палочки-колбаски, нарезали их наискосок, чтобы получились ромбики, и варили в молоке с добавлением мелко- нарезанной капусты. Иногда в «тукмачи» добавляли немного картофеля и лука. Были и постные «тукмачи», приготовленные на воде, но с пережаренным на постном масле луком и капустой.
Лапшу употребляли в нескольких вариантах: с молоком, крупами, яйцом и т. д.
Широко были распространены на Вятке и многочисленные каши. Интересно, что при варке каши в печи иногда вовсе не нужно было в глиняный горшок наливать много воды. В особом микроклимате печи, в горшке крупа разбухала и каша «упревала», «доходила». Из овса, гречихи, проса и других круп, на молоке, с маслом, рассыпчатые или «размазни» — каши являлись необходимой будничной пищей взрослых и детей. «На кашу» приглашали к младенцу, каши давали усопшему, провожая его в мир иной.
Из ржи изготавливалось и пиво, воистину целебный, практически безалкогольный напиток Русского Севера. Его варили к праздникам. Недаром знатоки называют «форпосты Великого Новгорода — Великий Устюг, Лальск и Слободской своеобразными северными «бавариями», где с особой значительностью «жители деревни несут в одно место пол-куля ржи; кто-то ко
- 4 -
мандует этим — то есть зерно проращивают, делают солод, сусло, берут огромный (на двадцать ведер) чан, кидают в него раскаленные камни, чтобы будущее пиво кипело, пузырилось... в чан высыпают мешок хмеля, затем кладут соломенные маты — для фильтрации пивной гущи... Процесс долгий и кропотливый, им руководят старики, но игра стоит свеч; пиво получается великолепное, градуса четыре крепостью, отдающее солодом, его подают на сельских праздниках, после первых, тостовых, рюмок вина»7.
Кроме пива русские крестьяне на Вятке из хлебного сырья делали квас и брагу. Различия в этих напитках обнаруживались как в способе приготовления, так и в добавках.
У коми, мари и удмуртов, живущих в Вятском крае, также были распространены пивные напитки. Удмурты делали «ку- мышку» «из квашеного теста из муки пророщенной ржи». У марийцев квас («пура») готовился так: для ржаного солода проращивали зерна ржи, в чугуне ставили в печь для упревания, после рожь сушили и измельчали. Очищенную и нарезанную тонкими ломтиками свеклу заливали горячей водой, варили. В отвар добавляли солод, сухой хмель, дальше варили, процеживали, добавляли разведенные дрожжи и ставили для брожения. Пили с медом, сахаром8.
Некий сакральный элемент в производстве и использовании пива у народов, живущих в регионе, должно быть, связан с тем, что этот напиток изготавливался из ржи, овса, ячменя — злаковых растений, дающих максимальные урожаи в достаточно суровых климатических условиях края. Не чудо ли: при таком климате из одного зернышка получается много? какая жизненная сила в зерне?! Пусть она при особых жизненных обстоятельствах, в праздники, передается и вятским жителям, неутомимым земледельцам-труженикам этого таежного края. Кроме того, пиво содержит много полезных для организма человека веществ, витаминов, особенно группы В.
Так как другим важным занятием вятских крестьян было скотоводство, то это обеспечивало широкое использование молочных и мясных продуктов в системе их питания. Связь земледелия и скотоводства прослеживается и в логическом дополнении друг друга: раз трудно в нашем крае дается хлебушек, нет таких урожаев как на Украине, Кубани, то важным подспорьем земледелию является скотоводство. Пастбищ достаточно, травы сочные, а продукты скотоводства — мясо и молоко — дают необходимые калории вятскому жителю не только летом, но и особенно в суровую холодную зиму.
На практике же эти два вида хозяйства, с точки зрения питания, были связаны мириадами тонких нитей по организа
- 5 -
ции хозяйствования. «Если на столе мясные, а не грибные ши, то и в руках и в ногах появляется сила, больше и вспашешь и накосишь поизрядней. В таком случае будет не только хлеб для себя, но и солома, и парево, и мякина скоту, а будет скотина, будут опять же и щи...». Когда продуктов земледелия было мало, то наблюдалось и сокращение поголовья скота. Показательно, что в периоды борьбы с кумышковарением сокращалось число коров в удмуртских деревнях, так как скот питался хлебными остатками от варки кумышки.
Говядина, свинина, баранина, мясо домашней птицы — все это употреблялось практически повсеместно. До наших дней сохранились следующие предпочтения: на юге Вятского края, в марийских и удмуртских деревнях, кроме прочего, больше разводят домашних птиц (гусей, уток), в русских — коров, овец, в коми деревне отнюдь не редкость поросята, татары же не употребляют свинины, отдавая предпочтение конине, из которой получается колбаса «казы».
Мясо употреблялось главным образом в супах, холодцах, студнях, как шкварки и т. д. В округе Б. Холуницы, например, «шти» варили в русской печи, с большим куском мяса, капустой и картошкой. Необходимо было, чтобы «шти» томились в закрытой печи, откуда их подавали на обеденный стол. Известен был и суп-скороварка, который готовили из молодого мяса — телятины, свинины. Это мясо измельчали (строгали) и заправляли как «шти». Из печени, легкого делали «осердницу», добавив картошку, соль, воду. Иногда измельченную печень запекали в печке с яйцом. Интересно отметить, что собственно мясо (особенно мясо птицы) считалось ритуальной пищей, поэтому, к примеру, кур съедали во время Троецыплятницы у русских; уток, гусей — на удмуртских, марийских молениях. «Крупную скотинку» резали по осени, за лето прибавившую вес, да и хранить мясо зимой было лучше. В другое время года считалось чрезвычайным резать корову, ведь буренка- кормилица давала молоко детям, да и другим домочадцам обеспечивала неголодное существование.
Традиционная молочная пища на Вятке была разнообразна, но в системе питания различных этнических групп населения наблюдалась следующая особенность: собственно молоко употреблялось в пищу мало. В северно-вятской традиции у русских пить его можно было только младенцам, взрослые лишь «ели» его ложками. В других местностях его «ели» с картошкой. Зато кисломолочная продукция употреблялась в больших количествах и видах; это и простокваша, и сметана, и пахта (сыворотка), и творог, и сыр.
После дойки молоко переливали в кринки, их ставили в погреб. Через несколько дней снимали сливки, из них взбивали
- 6 -
масло. Если масло перетопить, то после остывания вверху посудины будет топленое масло, а на дне образуется «пахта», которая потом идет в стряпню. После снятия верхнего, сметанного слоя в кринке остается простокваша. Если ее поставить в негорячую печь, то она свернется и получается творог, сыворотка. Последнюю сливают, пьют, а из творога можно сделать нечто вроде больших лепешек, колобков, отжав из них остатки сыворотки и получив после сыр.
Из творога марийцы делали своеобразные толстые оладьи «туара» и вареные пирожки «торык подкогыльо», напоминающие большие пельмени.
Из молока при помощи маслобойки взбивали масло. Любопытно, однако, что масла из коровьего молока употребляли немного, больше льняного. На Вятке, в этом «классическом льняном крае», производство льняного масла превратилось в промысел.
При смешивании молока с яйцами получали «селянку», из одних яиц — «толстую еисницу». И в употреблении яиц усматривается некая обрядовость: яйца катали на Пасху; яйцо — символ жизни...
Важной частью рациона питания были продукты рыболовства, охоты, ягоды, грибы.
Почти через всю территорию края течет река Вятка, в нее впадает около ста притоков. Тихие, многочисленные реки и речушки были удобны для рыболовства. Рыбу ловили «мордами», сетями, бреднями, били острогой, ловили на удочку. Рыбная пища была более доступной для населения, чем мясная. Рыбу употребляли в разных видах: жареную, вареную, сушеную, вяленую, соленую и прочую. Распространенным было и приготовление ухи. В Белохолуницкой округе ее варили из ершей, мелких окуней, щеклеи, в специальном котелке с решетом и тарелкой. Вымытую и очищенную рыбу закладывали в решето, а в котелок крошили картошку и лук. Ели такую уху с добавлением водки и масла. Особо готовилась «тройная» уха. В бульон по очереди закладывали и варили три порции рыбы. Суп получался наваристый, а если ставили его в холод, то он превращался в своеобразный холодец. Тушенных с постным маслом ершей в сковородке, в кастрюле, можно было долго хранить, поэтому их заготавливали и впрок13. С рыбой делались пироги на свадьбу, поминки, с рыбной икрой елись блины на Масленицу.
Много для стола вятского крестьянина давал лес. Собирали белые грибы, подберезовики, подосиновики, рыжики, грузди и многие другие. Грибы («губы») употреблялись в соленом, сушеном, вареном, жареном виде. Наиболее распространенные блюда — «жареха», «губница».
- 7 -
Ягоды — кладовые витаминов и лакомство — собирались в основном стариками и детьми. В начале осени начинался сезон сбора клюквы, когда и взрослые выезжали в лес на подводе и целыми мешками набирали эту ягоду. Хранили ее замороженной, так она дольше сохраняла свой витаминный запас и практически до весны ее хватало всему крестьянскому семейству. Бруснику, костянику, чернику, рябину, землянику, малину ели просто так, с блинами, в пирогах, заготавливали на зиму в сухом виде, позже — как варенье. Из ягод варили кисели, напитки. Ягоды использовались не только лесные, но и выращенные на усадьбе. В первую очередь это относится к смородине — «вятскому северному виноградью». В лечебных целях использовали малину, черемуху и т. д.
Охота давала мясо зверей, птиц. Оно употреблялось в пищу в семьях охотников и шло на продажу. Известны факты продажи рябчиков из средневятского региона через перекупщиков в столицу и даже в Париж.
Некоторая «огородная» пища — сравнительно поздняя по времени появления в рационе вятского крестьянина. В состав ее входил картофель, который был распространен уже так широко, что буквально становился «вторым хлебом». Ели его вареным, жареным, из него варили суп («картосница»), добавляли в качестве начинки в стряпню («картосные шаньги»).
Известность на Вятке получили огурцы и капуста, приготовляемые особым способом и в больших количествах для продажи в селе Истобенском Орловского уезда.
«Огурцы солят довольно примитивно, прибавляя смородинный лист; хорошо их сохраняют, опуская бочонки с огурцами в колодцы.
Засол капусты производится двумя способами: сдавливают и заваривают. При первом способе кочаны капусты разрезают пополам — на пластины, каждую «окунывают» в соленую воду и выкладывают в кадочке в ряд, его засыпают солью и мелко изрубленной капустой — «крошевом», затем кладут второй ряд и снова засыпают его солью и крошевом и т. д., пока не наполнят кадочку. Кадочка затем закрывается крышкою, на которую кладется значительная тяжесть. Когда капуста несколько славится, крышка опустится и на поверхность выступит вода горького вкуса, ее сливают, а вместо нее наливают свежей соленой воды. При солении кладут в капусту для запаху — анису, для подкисания — ломтик ржаного хлеба, самую же капусту выдерживают некоторое время в теплом помещении, чтобы дать капусте просолеть, затем уже переносят в погреб. Второй способ засола употребляется только в том случае, когда необходимо ускорить просол капусты, чем и сделать ее скорее годной в пищу. Для этого сложенные в кадку пластины капусты заливают кипящею водой два раза. В первый раз заливают простой водой, которую потом скоро отливают, чем уничтожается горечь, во второй раз заливают уже соленой водой. Засоленная последним способом капуста через два-три дня становится годной к потреблению, но зато не может сохранятся такое продолжительное время, как засоленная первым способом».
- 8 -
Выращивание овощей в разной степени было развито в различных уездах Вятской губернии. Современники подчас излишне критически характеризовали его. «Огородничество в Слободском уезде еще в большем небрежении, нежели хлебопашество. Из крестьян лучшие огородники — вотяки... Обычные огородные растения: капуста, редька, свекла, лук, хрен, хмель и картофель, который начинает делаться необходимым для занимающихся заводскими работами. В г. Слободском и Павловском заводе садят сверх того: морковь, петрушку, сельдерей, спаржу, цветную капусту, салат и клубнику. Огурцы редко вызревают на воздухе, как и большая часть огородных семян, и составляют предмет постоянного привоза из Казани».
Горох был тем продуктом, который употреблялся издавна. Его употребляли в разном виде. Распространенным блюдом на Вятке был гороховый кисель. Он получался как путем варки, так и путем заваривания гороховой муки. Для получения овсяного киселя овсяные выжимки замачивали, подквашивали и после варили. Кисель получался кислый, его ели со сметаной.
Кроме вышеперечисленных овощей в регионе выращивался лук, редька (их ели с квасом, льняным маслом), репа («паренки»), хрен (употребляли с квасом, сухарями). В южных уездах, к примеру: в Малмыжском, около сел Старая и Новая Тушки, Малых Рожков находился район промышленного садоводства, где разводились яблони, вишни, малина, красная и черная смородина, крыжовник.
Мед был более доступен вятскому крестьянину, чем сахар. Сахар же чаще всего покупался вместе с «фамильным» чаем, печатными пряниками в городе, на ярмарках, толчках и т. д. Чай, сахар и особенно конфеты покупались только к большим праздникам. Специфичных обычаев, связанных с ними, а также с солью, кроме бережного отношения к ним в силу их дороговизны, не отмечено.
Природа давала вятским жителям самые разнообразные продукты, которые употреблялись повседневно, на праздниках. Пища являлась неотъемлемой частью различных обрядов, ритуалов. Продукты животного, растительного происхождения были всегда в рационе вятчан. В нем сочетались необходимые для организма человека вещества, витамины, микроэлементы. Включение в рацион питания широкого ассортимента продуктов животного и растительного происхождения обеспечивало оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ — белков, жиров, углеводов, минеральных солей и т. д.
Рациональным был и режим питания, а именно кратность и количественное распределение пищи в течение суток. Также сбалансированным был и годовой режим питания. Периоды «раз
- 9 -
говления» уравновешивались системой постов, что обеспечивало своеобразную «чистку» организма, а сезонные запреты на некоторые виды пищи (горох, яблоки до первого и второго Спасов) охраняли от нежелательных последствий. Суточное потребление пищи соотносилось не только с потребностями организма, но и с трудовой деятельностью людей.
Обычно в семье вятского крестьянина ели три раза в день: утром в шесть-восемь часов, днем в двенадцать — два часа и в семь-десять часов вечера. Промежутки между приемами пищи назывались «выть», есть в «межвытья» было не принято. Обычный деревенский обед состоял из супа с кусками мяса в нем, каши или чего-либо другого; три блюда в будни бывало редко («щи да каша — пища наша»). На ужин было и вообще по одному блюду. Зато на праздничном столе — до десяти «перемен». В Куменской волости Вятского уезда это окрошка, студень, щи, мясо вареное и жареное (баранина или телятина), селянка, каша, лапша, картошка жареная, молоко, пироги из «белой» муки (с изюмом, грибами, рыбой, мясом), шаньги «картосные» и «крупяные».
Перед едой мыли руки, вытирали их полотенцем, потом молились и только тогда садились за стол, обязательно покрытый скатертью. Плохо вести себя за столом, стучать по нему, а уж тем более садиться на него категорически запрещалось («стол- престол»). Хозяин сидел на почетном месте, нарезал всем хлеб ломтями. Ели обычно все из одной миски, но у каждого была своя ложка. Сначала можно было зачерпывать «жижу с гущей» и лишь когда глава семьи постучит по краю миски своей ложкой, можно было «и мясо тянуть». Неприличным считалось есть чересчур быстро и, наоборот, долго. Если человек долго ест, «роется в еде», значит у него что-то болит, он плохой работник, не так воспитан. Существовало даже негласное правило: «Кто как ест, тот так и работает». Поэтому, нанимая работников или приглашая в гости женихов, их всегда в первую очередь кормили, чтобы точнее оценить.
Чай с сахаром пили «вприкуску». Купленный в городе кусковой сахар (часть «сахарной головы») кололи щипчиками, кусочки складывали в сахарницу, и во время чаепития раздавали. Откусив от такого маленького кусочка частичку, запивали чаем. Иногда сахар так экономили, что после чаепития от взятого из сахарницы маленького кусочка еще оставалось чуть-чуть. Про такой способ питья чая шутили: «Ну, это уж не вприкуску, а вприглядку...» К чаю на стол подавали стряпню, кое-где праздничным считалось варенье. Украшением стола служил самовар.
К традиционной пище организм человека был адаптирован многими поколениями. Традиционное питание с его пред
- 10 -
почтениями и ограничениями является довольно разумным способом использования ресурсов организма и, может быть, залогом долголетия. В целом гармоничная система питания предков современных вятских жителей представляла определенную часть их богатой традиционной культуры, рациональные элементы которой могут быть использованы и в наши дни.
Своеобразным логическим дополнением к экологически чистым, производимым в деревенском хозяйстве, продуктам питания служила домашняя утварь (илл. 59).
Здесь на выручку вятскому крестьянину приходила природа, лес. В этой связи можно сказать, что вятские люди длительное время жили в «деревянном веке», так как они черпали из леса многое для своей жизни; не только материал для строительства дома, орудий труда, некоторые продукты питания. Из дерева, бересты, лозы и прочего сырья изготавливались и предметы домашней утвари.
Путем долбления и точения получались различные миски, корытца, ложки, тарелочки, ковшики. Из вершинки сосны делалась «мутовка» —- приспособление для размешивания теста, деревянными были лопаточки, совки, использовавшиеся для кухонных нужд. Некоторые, особенно праздничные предметы посуды, украшались резным узором или росписью. Очевидно, стилизованный, в основном растительный, в XIX веке орнамент выглядел когда-то архаичнее и придавал дополнительные магические функции некогда обрядовым предметам. Об этом говорят изображения птичьих голов на ковшах для пива и солонках у русских, мари, коми. К таким предметам относились особо, равно как и к их содержимому.
Бондарным способом изготавливались бочонки, жбаны («квасники»), квашни, ведра. Из дерева делались лари, сусеки для хранения зерна, муки.
Из соснового и елового корня плелись чашки для придания формы караваям при их печении. У этих чашек было характерное для Вятки название — «чаруши». Плетеными были и другие сосуды, а также короба.
Из бересты получались решета, «набирки», пестери, солонки, но особенно много из нее делали бураков. В них хранили не только сыпучие продукты, яйца, но и жидкости. Говорят, что в правильно выделанном бураке горячие продукты медленнее остывали, а холодные дольше сохраняли прохладу. Эти «средневековые термосы» изготавливались практически повсеместно в Вятском крае, украшались иногда тисненым орнаментом, расписывались. Из лозы и лучины получались и необходимые в крестьянском житье-бытье корзины.
- 11 -
Предметы домашней утвари, сделанные из дерева, были доступными в силу широкого распространения сырья и развитых традиций обработки, легкими на вес, а главное — удобными в использовании, ибо продукты в деревянных изделиях не портились, проветриваясь, сохраняли вкусовые достоинства. Как говорили раньше, «дерево дышало», и в этом тоже частичка мудрости крестьянской культуры.
Керамическая посуда — весьма древняя. Форма дна (круглодонная или плоскодонная) обычно указывает на тип хозяйства (кочевой или оседлый). По составу глиняного теста и узорам можно судить об этнической принадлежности ее изготовителей.
- 12 -
Примечательно, что названия частей сосуда имеют сходство с названиями частей тела человека: ручка, ножка, плечи, тулово. В сказках, легендах из глины получаются первые люди, с глиняными горшками разговаривают, в них живут духи. Может быть, поэтому и на Вятке существовали обычаи обязательно закрывать эти сосуды или хранить их опрокинутыми, дном вверх.
Многочисленные вятские кринки, миски, «латки» (сковороды) и т. п. различались по форме, приемам декорирования, использованию. В больших и средних округлых горшках варили супы, каши. В горшках с чуть вытянутым горлом хранили молочное, невысокие и широкие сосуды — миски и латки — использовались для еды, термической обработки продуктов.
В глиняные сосуды большого размера наливали воду, в них хранили зерно, крупы. Когда такой горшок (корчага) трескался, его обматывали полосами бересты и продолжали использовать. Отверстие около дна у некоторых горшков указывает на применение их в процессе браговарения или приготовления кисломолочных продуктов. У другого вида керамических сосудов был носок в верхней части: они назывались подойниками и были не только глиняными, но и металлическими.
Металлическая посуда в традиционном обиходе жителей края была менее распространена, чем деревянная или глиняная. В крестьянском хозяйстве находили применение и медяники, и чугунки, и кружки, и сковороды. Особенно много этого «железа» было у горнозаводского населения Омутнинской, Холуницкой округи. В вятско-вологодском пограничье сохранились ковши старинной формы для разлития пива, «ендовы». Известно, что марийцами южных уездов губернии в ритуальных целях применялись котлы из «красной» и «белой» меди.
Другая металлическая, стеклянная, а также фарфоровая посуда широко распространилась со второй половины XIX века, с бурным пореформенным развитием товарно-денежных отношений. Тогда символом крестьянского благополучия становится самовар, стоящий на столе, покрытом скатертью, и гордо блестящий клеймами и медалями разных торгово-промышленных выставок.
В общем и целом, традиционная домашняя утварь населения Вятского региона в конце XIX — начале XX века представляла сложный комплекс множества предметов, говорящий о типах хозяйствования, обычаях, представлениях их владельцев.