Я.Ф.Мултановский. Деревенские природные лакомства.
Скудная северная природа не балует человека, в то время как на юге в изобилии растут яблоки, арбузы, виноград и проч., в нашем краю не произрастает никаких фруктов, которыми могли бы полакомиться жители, особенно дети.
Один местный поэт переложил известные стихи про апельсинные края так:
«Ты знаешь ли тот край,
Где, вижу, репа зреет».
Яблоки растут или культивируются у нас только в южной части губернии, в северной же они хотя и растут, но плохого качества и видятся редко и вообще садоводство мало развито.
Отсутствие фруктов природа довольно щедро заменила ягодами; в губернии растут земляника, малина, смородина, брусника, клюква, черника, ежевика, морошка, и даже ароматная поляника, лучшая из ягод, черемуха, рябина, калина и прочие. Но ягоды в диком виде, за уничтожением лесов, растут не везде, а разводятся, кроме черемухи, редко.
Поэтому в деревне покупные лакомства и фрукты заменяют, так сказать, суррогатами, так как лакомством они могут быть только для очень нетребовательного желудка.
Описание и перечень этих суррогатов-лакомств, как особенности местного края (и соседних), и составляет предмет настоящей статьи.
Подобного очерка, статьи в местной литературе нет и только Н. М. Васнецов в его «Материалах для объяснительного Областного Словаря вятского говора. Вятка, 1908 г." упоминает о некоторых из этих «лакомств» (пестики, паренка, севериха, но последнее почему-то без объяснения).
Мои наблюдения относятся к уездам Вятскому, Котельническому, Слободскому, Орловскому, Нолинскому и Яранскому, а по времени — с моего детства (сороковые годы прошлого века) (XIX в. - Ю.В.) и до наших дней.
Начнем с весны. Едва обсохнет земля, на весенних полях появляются — 1) «песты» (полевой хвощ). Эти песты, как лакомство, употребляются в сыром виде, а в пищу в виде «селянки», с яйцами и молоком, в виде начинки (фарша) для пирогов.
2) «Березовица». За пестами в порядке очереди следует бе- резовица — березовый сок во время вегетации. На березе делается надрез, в него вставляется желобок из лучинки и сок стекает в подставленный горшок. Вероятно, это вредит дереву, хотя оно все-таки и не посыхает, залечивая рану чем-то вроде серы. Не знаю, вреден, полезен или безразличен этот сок, как сок сосны (см. ниже), но он довольно приятен и несколько сладок.
3) «Севери(ю)ха». Почти в то же время на елках появляются молодые завязи, очень похожие с виду на землянику. Они также употребляются, особенно детьми, как лакомство, довольно вкусное, но «относят» серой. Думаю, что употребление их полезно для золотушных детей, как и сосновой кашки.
4) «Сосновая кашка». Одновременно с северюхой появляются на соснах завязи — кашка, похожая на молодые шишки, но с мелкими зернами; по вкусу аналогичные с северюхой. (В наших деревнях эти молодые завязи елей и сосен называли одинаково- "марешки". -Ю.В.)
5) Сосновый сок — появляется на соснах ранней весной, во время вегетации. Чтобы достать этот сок, сосну очищают от коры и сдирают этот сок в виде лент. Пока не затвердеет, он довольно вкусен для неизбалованного желудка, но отдает серой.
- 2 -
Дерево от осочки если не умирает, то чахнет, хотя и залечивает раны серой.
6) «Земляные орехи» — это совсем не то, что «земляные груши» или топинамбур. Находятся в глинистых берегах рек и оврагов. По величине, виду и цвету они походят на черные огородные бобы, имеют своеобразный вкус и, пожалуй, могут заменить орехи, но самого плохого качества. Скорлупы на них нет, а белое ядро накрыто черной кожицей, пленкой. Весной на станциях железной дороги близ Вятки их продают пассажирам (в 1923 году по 1 рублю за чашку). Употребляются в сыром виде как и северюха, сосновая кашка и сосновый сок.
Из растений, кроме упомянутых пестов, суррогатами лакомств служат еще:
7) «Мухачи» («бухмачи», «токмачи»). Мохнатая трава с дудкой, которую и едят, как корень. Растение похоже видом и вкусом на морковь.
8) «Борщ» — растение, достигающее двух-трех аршин, с широкими зачатыми листьями, с сочным толстым стеблем (дудкой), который и едят, очистив кожицу.
9) «Гигель» («дигель») — тоже высокое и толстое, как борщ, растение, но грубее, ствол едят как и борщ и делают из него свистушки.
10) «Просвирки» — низкое растение с плодами в виде маленьких пуговок, которые и едят в сыром виде.
11) Дикий луговой лук — очень распространенный суррогат, который едят и дети, и взрослые. Он заменяет огородный лук, но поспевает (на лугах) ранее его, по спаде воды. Употребляется в сыром виде, один, вприкуску с хлебом или квасом и в пирогах. В городах продают его на базарах.
12) Кисленка (щавель), употребляется как и дикий лук, а в более интеллигентных семьях — в виде салата и для заправки супа.
13) Коростель (дикая репа, дикая редька) — растение, достигающее половины или целого аршина, с узкими иззубренными листьями и желтыми цветами, напоминающими незабудку; едят как и борщ. По вкусу нечто среднее между репой и редькой.
14) «Сердечки» — растение в виде кактуса, растет на глине и веретеях (возвышенных луговых гривах); вместо листьев нечто вроде шипов, употребляется (Вятка, Котельнич) сырыми.
По секрету будет сказано, что девицы едят его не только как лакомство, но чтобы бюст был пышнее, хотя, как утверждают «специалисты» по этим делам, «сердечки» не производят желаемого действия.
Из овощей лакомствами служат:
15) Зеленый горох, в стручках.
- 3 -
16) Репа — самое распространенное и общеупотребляе- мое в деревне лакомство, заменяющее вятчанам яблоки и усердно возделываемое. Употребляется в разных видах, а именно:
а) ломтиками или просто откусывают кусками; будучи истерта или наскребена ножом, делается очень сочной и, пожалуй, сочной и сладкой;
б) испеченной («печенка»);
в) пареной («паренка»);
г) сушеной («сушенка») из «паренки» — «вятский чернослив»; употребляется более с квасом и суслом. Ее запаривают преимущественно для наземных вязок и косьбы, приходящихся большей частью на Петров день. Про нее-то Васнецов и говорит: «и просто, и без хлопот, и лакомо»;
д) в виде супа («репница»);
е) как начинка (фарш) для пирогов;
ж) жареной, для этого внутренность репы выдалбливают из репной скорлупы, предварительно сварив ее, эту внутренность изрубают, смешивают с яйцами и маком, начинивают скорлупу и, закрыв крыжечкой из репы же, жарят, получается вкусное блюдо.
Из огородных овощей и растений в качестве лакомства служат: 17) морковь, 18) мак, 19) семена подсолнуха — лакомство, заменяющее орехи и настолько распространенное, что в 1923 году на него было выдвинуто даже гонение, — воспрещалось под угрозою штрафа грызть семечки в театрах, кино и т. п. местах во избежание засорения, для соблюдения чистоты.
Французы смеются над русским квасом, называя его «свиным лимонадом», но «что русскому здорово, то немцу смерть». Жители южных губерний смеются над вятчанами и их соседями, удивляясь, как можно лакомиться не только паренкой, печенкой, сушенкой, но, например, даже ягодами черемухи. Но, по пословице «мужицкое горло что бердо», «у мужика в брюхе и долото сварится (изгниет)».
В свою очередь деревня смеется над городом и часто не употребляет те деликатесы, которыми лакомятся в городе (например: фасоль, салат и т. п.), за редкими исключениями, и вышучивают горожан: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк (пусто)».
В довоенное время лакомства вроде яблоков, сахар, даже конфеты были доступны и деревне, ныне они являются редкостью, и деревня, особенно дети, растут без сахара и сахаристых фруктов, необходимых для организма, пробавляясь уже одними суррогатами.
Когда-то придет времечко, что в деревне репа будет служить не лакомством, а кормом для скота, а вместо нее будут разводить яблони и другие плодовые деревья и ягодные кусты.
- 4 -
До такого Эдема нашему краю еще далеко, хотя южная часть губернии на пути к этому, там с успехом разводят яблони, вишню, клубнику, «шпанскую малину» и т. п., и не только для себя, но и на продажу.
Источник: ГАКО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 327. Л. 1—15.
Об авторе:
- Происходил из духовенства, уволен по прошению из 5-го кл. Вятской духовной семинарии, дьякон (1892), иерей (1897). Служил в церквах в селах Ишлык, Михайловское, Пиштенур (Алексеевское) Яранского у., с 1908 в с. Вишкиле Котельничского уезда, был законоучителем, членом ряда православных обществ и братств.
- Член Вятской ученой архивной комиссии (1910), редактор и издатель Котельничского календаря-альманаха (1912—1914), автор статей в местных изданиях.
- Позднее заведующий Вишкильской библиотекой, редактор рукописного журнала «Вишкильский вестник просвещения и культуры», участник церковного обновленческого движения, но в революции разочаровался.
- Библиотеке с. Вишкиль присвоено его имя (18 августа 2004), как организатору и первому заведующему библиотекой.