КАПУСТИН, (КАПУСТНИЦЫ, КАПУСТЯНКИ, КАПУСТНИК, КАПУСТЕНСКИЕ ВЕЧЕРА). Вид девичьих и женских помочей (толок), заключавшихся в рубке капусты для засолки. Особенностью К. было приглашение хозяйкой помощниц — родственниц и соседок — для совместной работы, которая обычно заканчивалась песнями, играми и угощением.
К., известные практически на всей территории расселения русских, собирались осенью. Обычно они начинались с праздника Воздвиженья (14/27 сентября), который называли «капустным». Ведь к этому времени завершался сбор капусты, который был последним в ряду уборочных работ, и тут же начиналась заготовка капусты на зиму. Проведение К. совпадало со временем осенних праздников, особо почитаемых женщинами и девушками, а также периодом свадеб, поэтому капустенская толока нередко превращалась в молодежную посиделку, на которой происходил смотр невест; строились планы будущих свадеб.
К. происходили не только в деревнях, но и в городах и продолжались в течение двух недель. В разных губерниях характер К. и потребность в них для деревни зависели от многих причин: урожая капусты в данном году и важности самой культуры в данной местности, от проходивших в это время других занятий и развлечений, от возможности и обеспеченности хозяев. Иногда от этого зависел и способ развлечений на капустенских вечерках. Так, в Пермской губ. у зажиточных крестьян на К. танцевали под звуки скрипок и бубна, а у небогатых — балалайк и гармошек.
В г. Алексине Тульской губ. девушки обязательно надевали на К. нарядные одежды и ходили рубить капусту из дома в дом с песнями. В больших селах на К. собиралось до двухсот человек. Приглашенные девушки — капустницы — приносили свои сечки. Парни приходили без приглашения и развлекали помочанок шутками, песнями, игрой на гармошке и других музыкальных инструментах. Они приносили с собой гостинцы и высматривали себе невест. Существовало поверье, что если, собираясь на Воздвиженский К., девушка семь раз прочитает заговор: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имярек) любовь ко мне девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!» (2, с. 371), то понравившийся ей парень обратит на нее внимание.
К вечеру обработка капусты заканчивалась, иногда за один день шинковали до пяти тысяч кочанов капусты. Время работы не превышало одного дня; количество девушек-капустниц зависело от запасов хозяина, которому они помогали.
После окончания работы хозяева приглашали всю молодежь в избу на ужин. Затем водили хороводы, пели игровые и величальные песни, а также развлекались играми.
Так, в Псковской и Смоленской губ. на К. использовали следующую: один из играющих покрывал ладони другого игрока своими, второй стремился, ударяя по ладоням, попасть по рукам противника, а тот — отдернуть их; затем менялись ролями. Кроме того, была игра «завивать капустку»: во время вождения хоровода присоединение каждого нового человека сопровождали песней:
Вейся, ты вейся, капуста Завивайся, белая! — Как же мне, капустке, не виться, Как же мне, белой не клубиться? Вечор на капусту, Вечор на белую Выпал частый дождик. Сильный дождь поливает, Белую капусту ломает. Молодец девицу выбирает.
В Сибири с К. был связан такой обычай: капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты как с праздником. Для гостей варилось пиво и готовилось угощение с главным блюдом — «хлебальным пирогом».
Источник:
Мужики и бабы.
Мужское и женское в русской традиционной культуре.
Санкт-Петербург. "Искусство-СПБ", 2005, с. 467-473.