Вадим Кабанов. А вятские ли мы, яранцы-красносанцы?
(C сайта http://yaransk.org/?tag=yarantsy)

По своему довольно большому и длительному опыту изучения истории Яранского края я пришел к такому выводу или суждению, что история Яранского района -это некий карманный историко-этнографический атлас или энциклопедический справочник по истории всей России. А всю территорию Яранского района(уезда) я бы назвал «Музей заповедник(под открытым небом) истории и этнографии России ». К глубочайшему сожалению и стыду, эта, несравненная в привлекательности и неразгаданная территория, (как некогда Атлантида) исчезает, так и не раскрыв свои тайны.

С древнейших времен на территории бывшего Яранского уезда проживали представители практически всех этносов, племен и народов Российской империи. Следы этого пребывания остались в местной этимологии и ономастике , т.е в топонимах(названиях населенных мест, рек, озер) и микротопонимах (ручейки, ключики, овраги, леса, луга, болота, дороги, купалища, заводи и т.п. ), в антропонимике( именах и фамилиях жителей) и особенностях местных языков и говоров. О своем пребывании и ассимиляции в наших краях эти многочисленные российские народы и этносы также оставили различные археологические, культурно-этнографические и другие исторические следы.

Как видно, эта тема очень большая и ее в рамках маленькой статьи нереально охватить, а поэтому нашу «русскость» обсуждать в рамках данной статьи не будем, а коснемся только нашей «вятскости» .

Кто мы и откуда пришли на землю Яранскую?

Административная справка. До строительства в 80- годы 16 века Яранска и образования уезда вся эта территория была подведомственна Казани и Приказу Казанского дворца, а до взятия русскими войсками и покорения Казани в 1552г.- входила большей частью в Казанское царство(ханство). Позднее с 1708 и до 1780 г. Яранский уезд входил в Казанскую губернию(наместничество)

В 1780 году, в связи с образованием Вятского наместничества, Яранский уезд вошел в это наместничество (затем в Вятскую губернию) Далее, в 1929 г., был образован Яранский район, он оказался в Нижегородском крае(позже области).При этом Яранский уезд был разделен и из него было выделено несколько маленьких районов и значительная часть территории Яранского уезда отошла Марийской АССР и Нижегородской(Горьковской)

области. В 1934 г. район вошел в Кировский край, а позднее — Кировскую область и находится в ней по настоящее время.

Общие сведения по истории заселения русскими Яранского уезда. В основном русское население Яранского уезда сформировано великороссами, т.е. жителями северо- западной(преобладающее) и центральной России, а также частично выходцами из югозападных губерний. Данный вывод напрашивается из особенностей говора яраничей, фамилий жителей, указывающих на места выхода (прежней родины) и из сохранившихся документов и материалов, прямо указывающих на места выхода. Внешние миграционные потоки шли напрямую из указанных выше областей России или транзитом сначала в Вятскую губернию, и из нее уже в Яранский уезд, а далее шло внутреннее расселение и переселение жителей в границах Яранского уезда. Эти три переселенческих потока (или потока колонизации края) начались в различный исторический период времени и шли каждый со своей интенсивностью.

Начальный период русской колонизации края. Многие исследователи этот период связывают с началом строительства городов Яранска и соседних с ним Царевосанчурска, Царевококшайска, Уржума и покорения или замирения воинственного марийского края в 80-е годы 16 века. Однако нужно учесть особенность изучения истории территорий, подведомственных приказу Казанского дворца(куда входил и Яранский уезд в свой начальный -«до вятский» период истории) — это практически полная утрата документов того времени. Поэтому отсутствие прямых документов и доказательств — не есть отсутствие события. А из комплексного рассмотрения всех косвенных документов и аналогичных событий того времени можно сделать определенный вывод, что русские здесь жили задолго до строительства Яранска и даже до покорения Казани. Привожу только некоторые тому подтверждения.

1. В 1892г. производилась подворная опись Яранского уезда. Так вот жители 48 русских селений указали переписчикам дату основания своих селений в период 15-16 веков.

2. Было предание в Санчурске, что первые русские жили здесь еще до покорения Казани. А жили они на военную ногу, «как казаки». Могли самостоятельно обороняться от набегов, ладили с местными народами и, живя среди инородцев, могли быть не вполне безукоризненны и по отношению к Руси. Существуют многочисленные предания о царской тропе, проходящей по территории уезда. По отсутствию документов, что Грозный, или какая другая царская особа, либо знатный вельможа не был в наших краях, нельзя заключать, что это не так, что и тропы царской не было. Это могла быть просто коммерческая дорога, так как купцы, торговцы, как правило, первыми проникали на новые земли. Возможно они, а также беглые люди, основали здесь первые заимки. Чтобы выжить в чужих краях первые русские объединялись для совместной защиты, других коллективных и хозяйственных действий. А дорога для них была царской потому, что она была связной дорогой с родиной, ибо шли по ней царские люди, гонцы и военные дружины, громя их обидчиков и непокорных местных ворогов.

3. Вот один документ, который может стать одним из доказательств правдивости народных преданий. Документ этот называется «Синодик убиенных в Казани в 1552 году». В этом «Синодике» перечисляются воины, погибшие при взятии Казани. В списке погибших «парламентариев,» направленных в Казанский кремль с предложением татарам добровольной сдачи, значится сын боярский Иван Васильевич Санчурский. Сверил по летописям — и там есть подтверждение данного события. Интересна фамилия Санчурский, значение которой указывает прямиком на название местности, где находились принадлежащие ему земли. Санчурск, как известно, основан в 1584г. и назывался «Новый Царев город на Санчюре(-ине) озере»(на Санчурском озере), «Царев

Санчурский». Таким образом, русский сын боярский Иван Васильевич Санчурский задолго до основания Санчурска и взятия Казани имел поместье и земли в районе Санчурского озера.

Казанский или воеводский период.(80-е годы 16 века -1780г.)

До вятского периода истории Яранского уезда яранские власти подчинялись и управлялись из Казани, а также и духовенство яранское подчинялось назначалось из Казанской Епархии.

Служилые люди, чиновники, воеводы, направляемые в Яранск, назначались и комплектовались в центральных уездах: Москва-Подмосковье, Нижний Новгород, Казань. Среди служилых людей были и малороссы, т.е. казаки или черкасы, тарханы, крещеные черемисы и др.иноверцы. Большинство служилых людей (детей боярских, дворян, рейтар, драгун, рассыльщиков, ландмилиции-ланцев) были посажены на землю в окрестностях Яранска, а затем обложены подушным окладом, т.е. переведены в податное сословие и в последствие переписаны как государственные крестьяне.

Помещики, которые имели земли в Яранском уезде, также были исключительно уроженцами западных Российских губерний и, естественно, оттуда же родом были и перевозимые ими в Яранский уезд крестьяне.

В начальный период существования Яранского уезда шла также переселенческая крестьянская северо-западная волна. Это Нижегородщина, Вологодчина, Поморье, Новгородские земли. Причем ошибочно считают, что это были различные беглые или воровской бандитский люд. Вовсе нет. Это были трудяги -крестьяне и посадские люди, среди которых было много высококвалифицированных мастеров, ремесленников, торговцев из посадов северо-западных старинных русских городов, покинувших родные земли ввиду различных социально-политических причин (непосильные налоги, «польское разорение», мор, неурожаи, церковный раскол и гонения и т.п.) Были единичные случаи переселения и вятчан, но большей частью они оседали в селениях восточной и северовосточной части Яранского уезда.

Привожу выборку из переписной книги 1646г. Яранского посада и уезда по местам прежнего проживания яранских жителей (учитывались только мужчины): Яранский посад.

Костромитин 7 (из Кострома)

Балахонец 5(Балахна)

Малмыженин 3 (Малмыж)

Коломнетин 2 (Коломна)

Чебоксаренин(Чебоксары)

Залешенин 2 (Переяславль-Залесский?)

Вятчанин 4(Вятка)

Всего западные местности 23

Вятка 4

Селения Яранского уезда

Ветлуженин 13 (Ветлуга)

Шалеговец 2 (с.Шалегово)

Санчюренин 7 (Санчурск)

Цивиленин 3 (Цивильск)

Пермин 3 (Пермь)

Кокшаженин 3 (вероятно из Царево-Кокшайска, иногда называемого Кокшага или Царев на Кокшаге)

Кукаренин 20 (слобода Кукарка)

Вятчанин 33(новое село Липово Поле с починками(нынешнее Обухово Пижанского р-на) (Вятка)

Всего 84

Вятчане 33

В переписной книге 1685 года указаны выходцы из Галицкого уезда(починок Осиновской), Унжи(Унженины в Яранске), с Устюга(д.Кожи), Казанского уезда, Котельнического уезда(д.Иваново), из Царево-Кокшайска(д.Иваново), из Москвы, Орлова и несколько «вятчан». В это же время начинает фиксироваться прозвище Царегородец, т.е. житель Царевококшайска или Царева города. Причина переселения в основном звучит так: «пришли в Яранской от хлебной скудости лет тому назад ...(* от 10 до 20 и более) Переписные книги и отказные книги 17 века Яранского уезда из фондов Российского государственного архива древних актов называют фамилии следующих наиболее крупных помещиков и знатных, служилых людей: Хитрово, Голицыны, Дурново, Салово, Колесницыны, Кречетниковы, Плотцовы, Молотеины, Вакуловы, Щегловы, Мармылевы, Слузовы, Бибиковы, Амачкины, Аристовы и др., «родиною» которые были из центральных и западных уездов, таких как Московский, Казанский, Нижегородский, Свияжский, Царевококшайский, Курмышский, Великолуцкий. С центральных уездов назначались в Яранск и воеводы, перечень которых упускаю, так как это были люди временные и корней в наших краях не дали.

Вятский период (1780-наши дни)

Заселение Яранского уезда жителями Вятской округи и вятских уездов, т.е. вятчанами, обозначилось наиболее ярко только в конце 18 века- первой половине 19 века(т.е. после вхождения в Вятское наместничество-губернию), а позднее практически прекратилось и шло в основном внутриуездное переселение жителей по причинам малоземелья.

В первой половине 20 века переселение также в основном шло внутри Яранского района и связано оно было с укрупнением колхозов и совхозов. Во второй половине 20 века началось сокращение численности населения в районе. Объективными причинами этого явились бурные социальные процессы: урбанизация, сопровождавшаяся массовым оттоком сельского населения в города; строительство дорог, связавших самые отдаленные деревни с центром; бурный технический прогресс, послуживший причиной ломки старого, веками сложившегося традиционного уклада жизни, быта; рост образования, низкий уровень жизни по сравнению с городским.

С конца 20 века и по настоящее время наблюдается массовый исход коренных жителей (особенно сельских) из Яранского района и небольшой приток в район жителей из неблагополучных мест бывшего СССР.

Таким образом, изначально и значительно большую часть своего исторического времени существования Яранский край(особенно центр) тяготел к Казани, Нижнему Новгороду и Москве, а сельское население имеет в основной массе свои исторические корни в северо-западных и центральных местностях России. Вятчане, т.е. жители вятского поречья из Нолинского, Слободского, Вятского, Орловского, Котельнического уездов, проживали в основном в северо-восточных районах Яранского уезда и не составляли большинства яранского населения.

Яранцы - красносанцы и почему Яранск не стал Красносанском?

Яранцы-красносанцы. Многие жители Яранского района и даже горожане наверняка и не знают бытующего ранее этого прозвания нас, яранцев, жителями Вятской губернии и россиянами. А ведь данное прозвание связано большей частью именно с нашими центральными и московскими корнями, а также высоким уровнем культуры, родовитостью и значимостью жителей. А город наш Яранск, если бы не события 1917г., имел шанс быть переименован или же иметь второе народное самоназвание Красносанск.

Поэтому предлагаю рассмотреть нашу «вятскость» со стороны нашей духовной культуры и лексики с позиций забытых российских, вятских и яранских исследователей Д.К.Зеленина, М.А.Колосова, П.Н.Сумарокова, а из современных Долгушева В.Г. (д.ф.н)

Прежде следует отметить, что еще в конце XIX в. варшавским профессором М.А. Колосовым была предпринята научная экспедиция по северным губерниям, в том числе по Вятской губернии, с целью изучения фольклора и говоров(в Яранском уезде он исследовал д.Щеглова, Маркова и Кужу) В результате М.А. Колосов высказал мнение, основанное на изученных говорах Вятской губернии, что «в тесном смысле слова под Вятским краем я разумею только ту часть Вятской губернии, в которой говор населения представляет некоторые специально ему свойственные особенности. Этот край составляют следующие уезды: Нолинский, Вятский, Орловский, Котельнический и частию- Слободской» По мнению М.А. Колосова, южной границей котельническо-вятских говоров являются р. Пижма и р. Вятка, от устья р. Пижма до р. Вой. Главный вывод ученого: «Вятская губерния и Вятский край — понятия далеко не совпадающие «(Колосов М.А. Заметки о языке и народной поэзии в области северного-великорусского наречия -СПб., 1877.-с.209(Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности имп. АН; Т.17, №30))

Далее привожу несколько выписок, касающихся яранцев — красносанцев, из материалов экспедиций по Яранскому уезду в 1900-02г. крупнейшего русского этнографа, диалектолога и фольклориста Д.К. Зеленина (Зеленин, Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 [Текст] /Д.К. Зеленин.- Москва: ИНДРИК, 1994) со своим комментариями и дополнениями.

Во-первых, Д.К.Зеленин отмечал, что поселенцы Вятской губернии внутри себя различали разные этнографические группы: вятчане, котеляне, ноля, савинцы, кукара, яранцы, шанчурята . Последние три группы проживали в Яранском уезде.("кукара"— так называли жителей слободы Кукарка, ныне Советского района, а шанчурята-жители Санчурского района).

л.42 ... починовцы, переселенцы из центральных уездов Вятской губернии, оказались гораздо более «серыми,» нецивилизованными и вялыми по сравнению с бойкими яранцами-красносанцами(т.е. форсунами, франтами) и уржумцами»*

л.67 «Для уржумцев и яранцев термин вятчане равносилен с термином починовцы (от слова починок «новая начинающаяся деревня», починовцы = жители починков). Так называют здесь сравнительно недавних переселенцев, не успевших еще слиться с коренным населением уездов. Переселенцы эти понаехали из центральных вятских уездов: Котельнического, Орловского, Вятского и отчасти Нолинского, и являются таким образом, действительно вятчанами. Поселились починовцы большей частью уже в 19 веке.»

л.48 «...красносанцы, т.е. щеголи, франты, — яранцы»

л.70 «Яранцы-красносанцы -жители центральных волостей уезда, группирующихся около

г.Яранска (волости: Комаровская, Малошалайская, Пиштанская, Шешургская, Кундышская и части Зыковской, Сердежской, Малощегловской и Цекеевской). Их происхождение остается для меня загадкою. Прежде я считал их рано «цивилизовавшимися» вятчанами, но теперь отказался от этого мнения. Скорее всего, они смешанного происхождения, причем в состав их могли войти: 1) поселенные московским правительством в г. Яранске, при его основании в 1584 году, стрельцы, пушкари и другие ратные люди; 2) ссыльнопоселенные, а также беглые крестьяне и переселенные сюда помещиками; 3) кукара и 4) переселенцы-вятчане»

Не случайно жители этих центральных волостей и Яранска имеют схожий говор. В рукописи П.Н. Сумарокова «Заселение русскими Яранского уезда»(ГАКО ф.170 оп.1 ед.хр.96), основанной на личном знакомстве ее автора с историей и этнографией уезда, а также на материалах подворной описи 1891г. говорится:

«Здесь(* в Яранском уезде) сложились две главнейших ветви великорусского племени: новгородско-двинская и московско-волжская: есть поселенцы с Двины и из под Москвы, Каргополя и из Средних губерний.... В западной части уезда исследователь услышит вятский говор, в Санчурске и Яранске не найдешь его своеобразного акцента. Под Кукаркой встретишь то и другое, но в самой Кукарке вятский говор подавлен. Это объясняет историю края: западная часть населена слишком недавно, а кукарская давно, но та и другая поселенцами из северо-восточных уездов: Вятский, Орловский, Котельнический.

Санчурские и Яранские(*присанчурские и прияранские) волости заселены давно выходцами из центральной России, Кукарские смесь тех и других»(л.1 об.) Жители Яранского края имели немного(всего два) прозвания в России, и прозвания эти были самые «наиесть лучшие» по сравнению с другими россиянами. Так у всех прочих региональных и местных групп россиян прозваний было множество, и чаще уничижительные или не более одного, более или менее приличного. А наши земляки имели даже два таких приличных и благородных прозвания. О первом я уже начал повествование, а второе название яранских жителей было чистоплюи. Оно использовалось реже чем красносанцы и чаще в наш адрес так говорили вятчане, которые сами имели в народе прозвания: вятченьё, слепороды, починовцы, рожки вятские, роговьё, толоконники, ротозеи, свиносады, вятчане-клянчи, вятской нишшой, а яранцы к ним относились с нескрываемой брезгливостью за их неопрятность и грязнульство.» л.57 «Чистоплюями, в смысле особенной чистоплотности, слывут ярославцы и рыбинцы, также яранцы, которые будто бы «пуд мыла извели», смывая у сестры родимое пятнышко»

По сравнению с ними и еще сибиряками все рассейцы, даже кержаки (т.е. староверы),оказываются грязными, и над расейскими смеялись: чернотропы, чернолапотница, сажееды, судомойницы(о девушках), чупахи.»

«Яранцы(в узком смысле слова — жители центральных волостей) первые насмешники по адресу вятчан. Красносанцы, а также чистоплюи. Вот и все, что ответил им незлобливый вятчанин(точнее котелянин) Это не насмешка, а простое констатирование факта, не лишенное даже доли почтительности и удивления. Еранчи-красносанчи (*по выговору котелян), т.е. красно, модно и красиво одеваются, — «форсят-одеваются и в калошу не сморкаются, не носят старинных «моршеньков» и шашмурок (*шамшурок), старомодных шушунов и т.п. Городские моды, то правда, проникают и к вятчанам, но гораздо позднее и туже.

Яранцы — это бывалый, тертый народ, они не отличаются особенным трудолюбием, не дадут себя в обиду, достаточно просвещенные, в отличие от темных вятчан и котелян.» Яранцы -красносанцами и чистоплюями названы, как мне кажется, не только потому, что они франты и щеголи, модно и красиво(красно) одевающиеся(что характерно и для нынешних яранцев), а в первую очередь — за их благородное положение или происхождение (высокий или иначе «красный сан»), которое обязывало их красиво одеваться и быть чистоплюями, а сие объясняется это тем, что они большей частью являются потомками из знатных или служилых родов, да и прибыли на яранскую землю с Москвы и центральных районов, где был выше уровень культуры и моды. А поэтому яранцы как очень самолюбивы, так и себялюбивы.

К сему привожу этимологические выписки словарных статей из словарей.

САН м. высокий чин или званье, знатная должность, жалованное достоинство, почет. Сан государя, министра, воеводы, архиерея. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. По сану и почет.(Даль)

САН, сана, •муж. (•книж. офиц., •торж. ). Звание, связанное с почетным положением. Носить высокий сан. «Тебе твой сан дороже должен быть всех радостей, всех обольщений жизни (Марина самозванцу).» Пушкин.(Ушаков) чистоплюй м. разг. 1) а) Тот, кто чистоплотен до брезгливости. б) перен. Тот, кто, брезгливо относится к чему-л. непорядочному, порочному, но не желает противодействовать этому сам. 2) перен. Тот, кто не умеет трудиться; белоручка.(Ефремова)

чистоплюй -я, м. разг. пренебр.

1.Человек, чистоплотный до брезгливости, привередливости.

Человек, брезгливо относящийся к чему-л. непорядочному, порочному, но не желающий этому противодействовать.

[Кряжич] — недотрога, чистоплюй и считает ниже своего достоинства интересоваться подлецами и хватать за горло негодяев. Гладков, Энергия. 2.Человек, не любящий грязной, черной работы, гнушающийся ею.

Парень я не барской жизни, не чистоплюй какой, всякое видел, и руками работал, и за конем смотрел. Лебеденко, Тяжелый дивизион.

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

А теперь представим себя на миг наш уездный Яранск в старое время и мы увидим пестрый красочный карнавал или балаган, праздно шатающихся и одетых купцов, ремесленников и мелких торговцев, чиновников, мещан, духовенства и лиц служилого сословия. Численность последних и их потомков доходила до 40-50%. Посмотрите картинки с изображением их формы одежды служилых людей. Тут действительно присутствуют вся щегольская атрибутика вплоть до крыльев и щеток в виде конских хвостов. Глядя на их внеший наряд так и хочется сказать: «Вот щеголи, вот красавцы» или «Ай-да яранцы-красносанцы». Замечу, что большую часть этого яранского служилого сословия Петр 1 перевел в разряд ландмилиции, посадил на землю в Яранске и в окрестностях оного в радиусе 8- 10 верст, обложил их податью, что понудило старых служб служилых людей кроме местной городской ландмилицкой (или охранной) службы заниматься и сельским хозяйством. Естественно, как могли называть соседи и жители окольных селений новых, модно одетых военизированных крестьян(в народе - ланцев), несших государеву службу в Яранске? -Яранцы-красносанцы.

А если учесть и все другие выше приведенные особенности, характерные для жителей центральной части Яранского уезда, то становится ясным и достаточно обоснованным

процесс формирования прозвания этих жителей яранцами-красносанцами. В более позднее время это самоназвание или прозвание распространилось и в глубь уезда. Одна из причин этого: переселение яранцев с малоземельных центральных волостей в дальние волости.

К этим причинам следует добавить и более поздние обстоятельства окончательного закрепления яранцев красносанцами. Яранск был крепкий купеческий город, а потому купцы ввозили в город элегантные платья, костюмы, хорошие ткани, украшения. А купцы 1-й гильдии Носовы построили в Яранске суконную фабрику и имели плотные торговые отношения с Москвой, где у них был знаменитый родственник сам Суконный король России Василий Дмитриевич Носов, один из богатейших людей

Первопрестольной. Модистки-горожанки были отличными портнихами и почти в каждом городском доме были швейные машинки. Дети состоятельных горожан обучались в учебных заведениях крупных и центральных городов и, приезжая на каникулы, демонстрировали новинки одежды, делились информацией о моде. Перечисленное стало одной из причин появления в Яранске Швейной фабрики.

Следует дополнить, что Яранск вплоть до событий 1917 г. продолжал оставаться местом ссылки, а ссылались сюда интеллигенцию и рабочих из крупных промышленных городов, а также и иностранцев. Все перечисленное поддерживало планку моды в Яранске на высочайшем уровне.

Топонимические параллели: появление названий населенных пунктов в Яранском уезде с основой яран: деревня казенная Яранцова(Кузьмина) в 64 верстах от Яранска, починок удельный Яранцов(Поле Большое) в 17 верстах, починок казенный Яранцов в 67 верстах, Большепольская(Яраново) в 2 верстах, починок Яранский (Тутков), деревня Яранцево(Макуриха), деревня Тарханы(Яранцевы), мельница Яранцевская(сведения 1859-1917г.). Ну а фамилия Яранцев распространилась не только по Яранскому уезду, но и по всей России. О былом служилом статусе основателей некоторых деревень говорят следующие топонимы: деревня Дворяне(два названия), деревня Солдатенки, деревня Тарханы, деревня Князева, деревня Княжные луга, Стрелецкая слобода, Ландмилицкая слобода(Ланцы) , а также фамилии сельских жителей Пушкарев, Стрельцов, Толмачев, Бояринцев, Полубоярцев, Князев и др.

Бояре на масленнице

Посмотрим, что дальше пишет Д.К.Зеленин в своем труде про нас яранцев.

л.88 «Забавные анекдоты рассказываются только о вятчанах, т.е . жителях центральных уездов, не касаясь сарапульцев, яранцев. Эти последние, вместе с казанцами и нижегородцами, и являются главными рассказчиками и распространителями наших анекдотов»

л.85 «Тертые яранцы далеко не так скромны и почтительны, как вятчане. Если последние готовы снимать шапку и кланяться перед всяким человеком в интеллигентном костюме(не говоря уже о светлых пуговицах!), то у яранцев этого нет.» Замеченную Зелениным нескромность и непочтительность яранцев я бы объяснил их красносанием, т.е. былым благородным происхождением.

«В 1900 году, я экскурсируя по Яранскому уезду с этнографической целью, двигался по следам ездившего «по епархии» преосвященного. И что же? — чуть не в каждом селе:

крестьяне рассказывали мне о том, как они жаловались преосвященному на свое духовенство. Между тем представители последнего здесь, как и везде, очень почтенные и вполне достойные лица. Один молодой, глубоко преданный своему делу священник принужден был жить в деревне за пять верст от своего села, чтобы с каждой требой ездить в это последнее: несмотря на все требования начальства, сельчане не строили дома своему священнику».

л.86 «Чтобы покончить с характеристикою яранцев(центральных), нужно еще заметить, что это — порядочные лентяи. Приезжаете вы в село или в деревню, останавливаетесь у какого-либо мужика; сейчас же к вам на квартиру начинают являться мужики, изредка даже бабы, не говоря уже о детях; скоро соберется решительно вся деревня.

Любопытство — общая черта русского народа; но ходить в будничную пору глазеть на проезжего будут только лентяи. По поводу этого именно, соединенного с леностью крайнего любопытства яранцев, «беглые» и молятся:

«От Яранска да от Оханска оборони нас, Господи!» Здесь им трудно проскочить незамеченными.»

Действительно, такого наглого беспардонного любопытства, которое есть у яранцев, я нигде в России не встречал. Как только заезжаю в Яранск, так встречаю несколько пар глаз, которые буквально просверливают меня и мою машину своим взглядом через лобовое стекло. Прохожие готовы (если бы можно было) на ходу заскочить и посмотреть, кто в этой машине едет и что везет. Отъезжаю, а они будут смотреть вслед, пока машина не скроется за горизонтом. Останавливаюсь и выхожу из автомашины. Не успел закрыть дверку — как уже несколько человек облепили и смотрят, вытаращившись то на меня в упор, то на машину. Если вовремя не удалиться -завалят нескончаемыми расспросами и вопросами, а затем будут жаловаться то на свои беды, то на непутевых начальников, соседей, родственников.

Однако данную ленивость и сверхлюбопытство яранцев, несвойственную для других русских, отмеченную Зелениным, я могу объяснить.

Во-первых, как я уже замечал, жители Яранска и его окрестностей -потомки «белоручек» и «белых воротничков» (мещан, дворян, чиновников, купцов, служилых людей, священнослужителей и др. благородных сословий), а потому у них нет особой привязанности к личному труду.

Во-вторых, Яранску испокон веков не везло с управителями, так как со времен его основания направляли на службу в уезд в качестве наказания опальных и разжалованных бояр, чиновников и воевод, которые здесь долго не задерживались. О Яранском чиновничьем беспределе и мздоимстве в 18-19 века было известно по всей России. Жители, натерпевшись, ждали смены очередного воеводы или чиновников. Как говорили «Вот приедет барин — барин нас рассудит». А потому выбегали на улицу и пялились на нового приезжего как на спасителя сверху, а потому и жаловались ему сразу, да и кому-то надо же было выплакаться, так как местные чиновники о людях и их проблемах не думали. Ну а потом это излишнее любопытство стало яранской народной привычкой. Да, добавил бы еще, что яранцы очень болтливы и пробалтываемы и еще могут наговорить столько лишнего, в т.ч. на самих себя, что потом оборачивается серьезными для них житейскими неприятностями.

Эту черту яранцев жалобщиков да наговорщиков Зеленин также заметил в них 110 лет назад.

Дмитрий Зеленин отмечает, что половина Вятской губернии вятчанами себя не считает(л.65).

л.67 «Коренные яранцы(исключая кукар?) и уржумцы сами себя вятчанами не считают.

Тяготеют больше уже к Казанской губернии. Первоначальная колонизация шла сюда откуда-то с Волги; напомним, что вся юго-западная половина Яранского уезда и омывается уже не бассейном р.Вятки, а непосредственно — волжским бассейном. » Свою непринадлежность к вятчанам и тем самым их недолюбливание яранцы выражали не только в анекдотах, но и характеристиках, прозваниях и пословицах про вятчан. Жители г.Яранска и его окрестностей называли вятчан и котелян щёкалы и дразнили их «щтё да поштё» за их привычку употреблять в своей речи местоимения щё, штё (что). л.80 «Яранцы зовут починовцев(* т.е. вятских переселенцев) «слепоротая Вятка» и «вятская ворона». Они же приводят в подтверждение «слепородства» вятчан следующее:1) вячькой слепень наехал на пень, да и критчит: своротитё! 2) — Эй, будё, Ванчё, полезай на каланчё: будё Богородичю ведут, — в енотовой шубе, да и кольчё в губе! — Медвежатники вели медведя, а слепороды думали, что иконы несут, да и давай звонить во все колокола»

А каких только народных присловий и анекдотов не рассказывали про вятчан яранцы. л.91 «Вятчане поросенка» на наседала сажали: «чепись-чепись, не то падёшь; курича о двух ногах, да чепиччя»

«Колокол из лык плели. «Щё это он не звонит: шлык да шлык?! — А он сшит из лык. — В заключение «колокол с колокольни упал да на крапиве повис» «Онучи на воде сушили»

После революции историко-этнографические и филологические исследования Яранского уезда и района практически не проводились вплоть до недавнего времени. Интерес заслуживает недавняя диссертация Долгушева В. Г. на соискание ученой степени доктора филологических наук №26 Д/71 от 15.06.2007г. Автор изучил лексические особенности диалектной лексики Кировской области и создал «Лексический атлас вятских говоров» Его данные подтверждают приведенное выше деление говоров Кировской области(Вятской губернии) на следующие группы: — северо-западные говоры;

— котельническо-вятские говоры;

— группа кайских говоров;

— юго-западные говоры;

— юго-восточные говоры.

Юго-западные говоры автор диссертации соотносит с двумя субэтносами, проживавшими на территории бывшего Яранского уезда (Тужинский, Кикнурский, Яранский, Санчурский районы) - нашими «яранцами-красносанцами» и «шанчурятами» , жителями г. Царевосанчурска и его окрестностей.

А вот как он характеризует нашу группу юго-западных говоров и ее особенности: «Юго-западные говоры значительно отличаются от говоров других групп, прежде всего котельническо-вятских тем, что в них отсутствуют многие лексемы, характерные для котельническо-вятских говоров {раменье, шохра,верес) и другие. С другой стороны, для них характерна своя, специфическая лексика, не встречающаяся в других группах говоров, например, благо, беспогодъе — ‘ненастная погода, ненастье’; пурган, вьюган — ‘метель, вьюга’, диконький — ‘персонаж в лесу’ и некоторые другие лексемы.

Эти говоры соответствуют микроэтносам яранцы-красносанцы и шанчурята. Вместе с тем основной состав диалектной лексики встречается и в говорах других групп.

Лексические особенности, характерные для группы юго-западных говоров, таковы:

1) наличие следующих лексем и составных наименований: выломок- ‘лес, поваленный бурей’; сухарник- ‘мертвый лес с засохшими на корню деревьями’; валежник, валежина- ‘дерево, сломанное бурей’; выворотенъ- ‘дерево, вырванное с корнем’; трупелое дерево- ‘гнилое дерево’; ягода (ягоды)- ‘земляника’; попутник- ‘подорожник’; буиша-‘брюква’; короеенник, короветник- ‘белый гриб’; волжанка- ‘волнушка’; болотовик- ‘подберезовик’; красный гриб- ‘подосиновик’; суровежка, белянка- ‘сыроежка’; тетеря (тетёра)- ‘тетерев’; тижи-тижи- ‘подзывные слова для гусей’; петун- ‘петух’; тютя- ‘курица’; клоктуша, клоктушка, клоктунья- ‘наседка’; ти~ти-ти- ‘подзывные слова для курицы’; роститься-‘кудахтать’; лягуха- ‘лягушка’; ящерка (ящурка)- ‘ящерица’; дождевик, выползок- ‘дождевой червь’; слепень- ‘овод’; тенето, ср. — ‘паутина’; сулой-‘водоворот’; шуга (шуга, шурга, шуйга, шуйга)- ‘мелкий рыхлый лед во время ледостава, ледохода’; ледина, леждина- ‘льдина’; пролубь- ‘прорубь’; водополъ- ‘весеннее половодье’; вёдрецо- ‘хорошая солнечная погода весной или летом’; благо, беспогодье- ‘ненастная погода, ненастье’; ведренеть(ся), проведривать(ся), разведривать(ся), выведриватъ(ся), опогаживать(ся), распогаживать(ся), погодитъ(ся) — ‘проясняться (о погоде)’; перевала -‘большая дождевая туча’, морос (морось, моросль, морость)- ‘мелкий дождь’; падера (падера, падора, паздера, паздёра), пурган, выоган- ‘метель, пурга’; окуржеветь- ‘покрыться инеем’; темнатъ (темнять)- ‘смеркаться’; диконький- ‘персонаж в лесу’;

2) употребление лексемы обабок в значении ‘подосиновик’, употребление лексемы погодъе в значении ‘хорошая погода’;

3) отсутствие лексемы раменье ~ ‘дремучий лес’, отсутствие лексемы шохра (согра, сохра) — ‘лес, растущий на болоте’, отсутствие лексемы верес (вереск, верест) ~ ‘можжевельник’;

4) суффикс —ан в названиях со значением ‘метель, вьюга’ — пурган, вьюган.»

Я думаю, многим яранским уроженцам знакомы эти слова, а на составленных исследователем картах значений лексем еще более заметно присутствие особого субэтноса «яранцев красносанцев».

На предложенных для примера двух картах Яранский район обозначен под номером 274. На карте №17 видно, что в Яранском районе березовый сок называли березовка, а на карте №7 дерево, сломанное бурей, у нас называлось валежина.

Данное исследование Долгушева В.Г. лишь подтвердило и усилило выводы указанных дореволюционных ученых, да и наши с Вами.

Яранцы любили не только сами красиво выглядеть и одеваться, но и содержали свое жилье и город в чистоте на высоком уровне благоустройства. Городские гражданские и церковные здания, построенные яранцами, были необычайной красоты. Яранцы были очень самолюбивы и большими патриотами своего края, а потому поддерживали не только свою личную красоту и интеллектуальный уровень, а держали высоко планку культурного и экономического уровня Яранского уезда. Яранское земство(прообраз местного самоуправления) было одним из передовых в Вятской губернии. Яранцы страстно любили свой город, постоянно жертвовали свои немалые капиталы на городские блага. В начале прошлого века свой город они называли любя (и конечно в честь самих себя) Красносанск.

Это название зафиксировано в 1906 г. на страницах “Вятской жизни, где рубрика “Телеграммы сорочьего агентства” помещала вести из Вятки и уездных городов. Наш Яранск, откуда шла корреспонденция в эту газету, так и подписывался «Красносанск».

Р.5. После революции гордых и непокорных яранцев -красносанцев повырубили или развели по маленьким районам, созданным на базе бывших волостей огромного Яранского уезда и передав значительную часть его территории в соседние регионы. Вплоть до 30-х годов(дольше всех в России) сопротивлялся яранский викариат, но был перемолот красным колесом репрессий. Далее историческая правда о наших самоназваниях и о нашей невятскости стала не только вытравляться, а просто замалчиваться, а позднее (40-50 годы прошлого века) вместо исторически и этимологически правильного названия яранец, кировские большевики придумали яранич. Однако это уже другая история, о чем расскажу в следующих номерах.