Я.А. ХАН. Этническая история населения на территории бассейна реки Вятки.

Полиэтничность современного мира складывается из многочисленных этносов, наций, народов. Эти слова имеют разное значение в этнологии, хотя в обиходе между ними часто ставят знак равенства. Ученые выделяют три исторических типа этносов: племя, народность, нация.

Этносами (этническими общностями) называют совокупности людей, образующие конкретные социально-исторические организмы, имеющие общую культуру, говорящие обычно на одном языке, осознающие себя, свою общность и свое отличие от других групп людей. Значительные по численности этносы, которые являются результатом длительного развития общества, включают в себя субэтносы. Начало племенных образований относят к ранней стадии человечества, периоды рабовладельческой и феодальной формаций связывают с развитием народности, нация — достижение капиталистической формации.

Ранняя этническая история изучается археологами, этнографами и практически совпадает с историей первобытного общества, однако источники, которые могут составить общую картину жизни первобытных людей, довольно ограничены. Материалы археологии в сочетании с данными лингвистики, антропологии и этнографических моделей позволяют реконструировать исторические и этнокультурные процессы и явления далекого прошлого.

На территории нашего региона происходил процесс формирования (этногенез) автохтонного (местного) населения коми, мари, удмуртов. Еще 300 тысяч лет назад человек, несмотря на то, что климат здесь в ту пору был похож на современный якутский, освоил среднюю Каму, Так, стоянка палеолитического человека была открыта в 175 км от Полярного круга.

В бассейне р. Вятки следов столь древнего обитания человека пока не обнаружено. Безусловно, в этом плане необходимы значительные усилия специалистов и открытие палеолита на Вятке будет иметь, несомненно, громадное научное, культурное и социально-психологическое значение.

По археологическим материалам установлено, что человек в бассейне Вятки появился в VII тыс. до н. э. В эпоху мезолита — неолита (VII—III тыс. до н. э.) небольшие бродячие коллективы охотников и рыболовов освоили среднее и нижнее течение рек Вятки и Чепцы.

Это население, начиная с мезолитического времени в течение всей последующей этнической истории, испытывало разные по мощности и интенсивности иноэтнические импульсы и прямые миграционные вторжения. Степень и мощность миграций и взаимопроникновения этносов, а также взаимодействие и взаимовлияние этнокультурных традиций и инноваций вызывают у исследователей острые дискуссии. Вероятно, именно в мезолитический период времени складывается прафинно- угорская этнолингвистическая общность, которая на территории Предуралья использует в целях общения финно-пермскую ветвь уральской языковой семьи.

- 2 -

В эпоху бронзы (сер. II — начало I тыс. до н. э.) в Волго- Уральском историко-географическом регионе произошла значительная перегруппировка племен, заметно повлиявшая на дальнейшую этническую историю аборигенного населения. С запада в бассейн нижнего течения Вятки проникли носители культуры боевых топоров, в том числе, быть может, и фатьяновские племена. С Алтая и Западной Сибири в регион проникли сеймино- турбинские племена. Вероятнее всего, они принесли сюда такую важную отрасль хозяйства как коневодство.

Исследователи относят становление этносов коми, марийцев и удмуртов к раннему железному веку (VIII в. до н. э. — III в. н. э.), археологически представленных последовательно сменяющимися ананьинской и пьяноборской культурно-историческими общностями.

Ананьинская культурно-историческая общность занимала огромную территорию от Урала до Волги и от Сев. Двины и Печоры до Самарской луки. Хозяйство земледельцев и скотоводов раннего железного века приобрело комплексный характер. Мотыжное земледелие и животноводство стали господствующими формами хозяйства, в то время как бортничество, охота и рыболовство, т. е. присваивающие формы хозяйства, стали носить вспомогательный характер. Население стало укреплять свои поселки, спасаясь за примитивными оборонительными сооружениями от грабительских набегов соседей. Умерших в ананьинское время, вероятно, кремировали, поскольку археологами пока не обнаружены могильники этого времени на средней и нижней Вятке.

В V—IV вв. до н. э. бронза как основной металл был вытеснен железом. Выплавка и обработка железа, которыми занимались профессиональные ремесленники, имела кавказские и уральские традиции. Железо, ставшее основным технологическим материалом, позволило интенсифицировать процесс производства прибавочного продукта, прежде всего продовольствия, настолько, что появилась возможность для имущественной, а вслед за этим и социальной дифференциации общества. Железное вооружение воина позволяло изъять у соседей как избыточный, так и необходимый для под держания жизнедеятельности продукт. В этой связи положение мужчины в социально-исторических организмах конца раннего железного века стало преобладающим. Мужчина стал выполнять роль военного лидера-вождя.

Вождество или вождизм получило распространение и на средней Вятке. Погребение такого лидера-военачальника позднепьяноборского времени было открыто на Первомайском могильнике II—III вв. в Слободском районе, где вскрыто самое богатое погребение, принадлежавшее, несомненно, местному военному предводителю в полном защитном и

- 3 -

наступательном вооружении из железа. В других мужских погребениях захоронены рядовые воины, охотники.

На основе развития средневятского локального варианта пьяноборской культурно-исторической общности при усиленном воздействии кочевнических племен в эпоху «великого переселения народов» в III—IV вв. н. э. на нижней Вятке (Нолинский, Уржумский и Малмыжский р-ны) сложилась Азелинская культура. Вероятно, именно эти кочевники дали некоторую лапоноидность (монголоидность) к антропологическому типу марийцев и удмуртов.

Население, представленное памятниками азелинской археологической культуры на нижней Вятке (Азелинский могильник, Атамановы кости, Суворовский могильник) и население, представленное памятниками типа Малого Ахмыловского могильника, расположенного в устье р. Ветлуги — а последнее в этнокультурном плане является результатом ассимиляции Городецких и местных племен — в процессе этнокультурного синтеза привело к формированию протомарийского этноса.

Этнические процессы, связанные с саморазвитием азелинских, еманаевских племен на средней Вятке и поломских на Чепце, послужили этноосновой формирования протоудмуртс- кой этнической общности.

Территория средней и нижней Вятки была тем географическим центром, откуда происходили мощные основополагающие этногенетические импульсы, приведшие к становлению марийского и удмуртского этносов.

Этногенез общекоми (в пределах Кировской области Омутнинский и Афанасьевский районы) представлен ломоватовс- кой археологической культурой (АК), образовавшейся в результате тех же процессов: синтез гляденовской АК и местного варианта пьяноборской культурно-исторической общности.

В начале I тыс. н. э. происходит разделение финно-пермских и финно-волжских языков. На пермских языках стали говорить коми и удмурты, а на финно-волжских — марийцы.

В свою очередь, ломоватовская АК стала основой для выделения в последней четверти I тыс. н. э. перми вычегодской, явившимися прямыми (генетическими) предками коми-зырян. В бассейне внутренней петли верхней Камы археологами четырех поколений изучены две последовательно связанные археологические культуры — ломоватовская и родановская (IX—XIV вв)., материалы которых позволяют получить достоверную картину этногенеза общекоми и, в частности, коми-пермяцкого этноса. Учеными прослежена плавная эволюция разложения первобытнообщинных отношений у ломоватовско-родановских племен,

- 4 -

по остаткам жилищ, эволюции обряда захоронений, системе расселения, изменения облика материальной и духовной культуры.

На рубеже I и II тыс. протокоми жили в укрепленных городищах и в окружающих их нескольких селищах. Наиболее крупным городищем является Шудьякар (Афанасьевский район). Существовала гнездовая система расселения, когда вокруг одного городища группировались несколько селищ и такие «гнезда* располагались иногда отстоя друг от друга на многие десятки километров, вдоль всей Верхней Камы.

Предки коми — родановцы, жили в жилищах бревенчатой конструкции прямоугольной формы. Внутри него было 2—4 очага, полы — земляные, иногда жилища имели хозяйственные ямы-погреба. В "дом" вел крытый тамбур.

Родановцы хоронили умерших на коллективных кладбищах, где каждая семья занимала определенное место — ряд. Хоронили по обряду кремации (трупосожжения) и ингумации (трупоположения). Несмотря на различные типы захоронений, исследователи отмечают этническое единство людей, использовавших то или иное кладбище. Но постепенно обряд кремации себя изживал.

Весьма представительными памятниками, характеризующими материальную и духовную культуру населения Верхней Камы, являются клады. Их стали зарывать начиная с V в., но основная масса была зарыта в IX—X вв., последнее характерно для всего Приуралья. Отличительная особенность верхнекамских кладов состоит в том, что материальные ценности, зарываемые в землю, состояли из серебряных (часто с позолотой) вещей — блюд, ведер, кружек. Высокохудожественные изделия сасанидских, постсасанидских и византийских мастеров-торевтов были изготовлены на территории современных Турции, Ирана, Средней Азии, Восточного Туркестана. Эти великолепные изделия восточной металлопластики, на которых техникой чеканки, гравировки изображены сцены охоты, пиршества царей, использовались протокоми в качестве жертвенной утвари и в быту. Находки таких кладов — некоторые вещи из которых не имеют аналогов в мире — были сделаны в разное время, в том числе и в Афанасьевском районе области: у села Аверино, у райцентра Афанасьево, на берегу речки Томыз (левый приток Камы).

Драгоценная восточная утварь известна науке только в качестве кладов. Отсутствие ее в погребениях свидетельствует о том, что она находилась в собственности религиозной общины.

Мировоззренческие представления протокоми отражают и предметы металлической скульптуры, изготовленные местными мастерами. Бронзовые подвески, бляшки и другие украшения костюма с изображениями диких, затем домашних животных, птиц,

- 5 -

человекоподобные идолы, литье которых началось в VIII в. и продолжалось до XV в., получило в науке название «пермского звериного стиля».

Реалистичные изображения окружающей средневекового человека фауны, а впоследствии домашних животных и птиц хорошо соотносятся с изменениями в хозяйстве верхнекамских племен.

Металлическая скульптура протокоми есть результат развития исключительно местного творчества древних художников. Самостоятельными изделиями пермский звериный стиль представлен, например, коньковыми подвесками и огнивами с рукоятками из такого же материала.

Вятско-Ветлужское население во второй половине I — начале II тыс. в этнокультурном плане претерпело также значительную трансформацию. Здесь шел процесс консолидации луговых мари (илл. 10).

Илл. 10. Финно-волжские (мари) и финно-пермские (лузская пермца, коми-пермяки и удмурты) племена в IX—X вв. ЛП — лузская пермца.

Археологические памятники данного протоэтноса в пределах Кировской области изучены еще недостаточно. Однако можно утверждать, что система расселения местного населения в рассматриваемое время была аналогичной верхнекамской: укрепленные городища в окружении селищ.

Протомарийцы хоронили умерших на коллективных кладбищах, принадлежащих патриархальной общине. Захоронения совершались тремя способами: трупосожжение, трупоположение и кенотафы. Кремация (трупосожжение) происходила не на кладбище. В могильную яму обычных размеров, устланную досками или лубом,

кальцинированные кости ссыпались кучкой или рассыпались по дну ямы. Инвентарь погребения (вещи, сопровождающие покойника в загробном мире) раскладывался в могильной яме в соответствии с костями. Кенотафы — захоронение вещей, завернутых в одежду. Сверху узел прикрывался доской, металлическим котлом.

- 6 -

Основу костюма мари составляло холщовое или шерстяное платье, рубаха, доходящая до голени. В зимний период одевался кафтан из телячьей или лосиной кожи, мехом внутрь. На ногах носили шерстяные чулки и кожаную обувь. Мужчины и женщины подпоясывались кожаными поясами, украшенными металлическими бляшками, наконечниками, имеющими сходство с аналогичными изделиями степняков и венгров. Головной убор марийки состоял из венчиков, кокошников, украшенных подвесками, щитками, фибулами. Особенностью марийского протоэтноса являются захоронения женщин-литейщиц. Хотя обнаружено и мужское захоронение литейщика, можно говорить о том, что литье находилось в руках женщин начиная с V в. н. э.

Женское ремесленное литье было характерно для финнов и имело определенное социальное значение. Оно имело место до XIII в. В погребениях женщин-литейщиц находят формочки для отливки мелких украшений, слитки металла — сплавы свинца и олова с медью

Помимо вещевых кладов, состоящих из украшений местного изготовления, необходимо отметить, что в X в. здесь появляются клады, состоящие из серебряных слитков разного веса и формы. На р. Вале в Нолинском районе был обнаружен клад, состоящий из 235 таких слитков, а весил он около двух пудов. Это самый «тяжелый» клад этого времени, найденный когда-либо в Вятско-Камском междуречье. Таких кладов на данной территории известно всего 3. Серебряные слитки разного веса и формы появились в Вятско-Камском ареале не без влияния булгар или даже славян.

Археологические памятники протоудмуртов изучены в рамках чепецкой АК, которая генетически связана с предшествующей ей поломской культурой. Крупнейшим памятником чепецкой археологической культуры является городище Иднакар (IX— XIV вв.). Как и все городища региона, Иднакар расположен на стрелке мыса, защищен валом и рвом с напольной стороны, причем вход в протогород был, вероятно, расположен у берега реки по пойме. Городище имеет четкое двучастное деление, состоящее из детинца и посада. Здесь раскопаны жилые и производственные кварталы. Оборонительные сооружения чепецких городищ, безусловно, носили военную функцию.

- 7 -

Археологи обнаружили на валах Иднакара стрелы южного происхождения, в том числе и явно монгольского облика.

Протоудмурты, помимо городищ, расселялись также и на поселениях открытого типа — селищах, обычно расположенных на некотором удалении от первых. Умерших хоронили на кладбищах — грунтовых могильниках. Варнинский могильник дал археологам материал, позволяющий судить о непрерывном развитии поломско-чепецких племен со второй половины V до XI в. Основной обряд захоронения древних удмуртов — трупоположение. Могильники использовались 5—6 патриархальными семьями.

Помимо городищ и могильников яркими памятниками протоудмуртов являются вещевые, монетновещевые и чисто монетные клады, отражающие экономические и идеологические приоритеты. Особенностью чепецких кладов является то обстоятельство, что здесь зарывались (тезаврировались) сасанидские драхмы и арабские дирхемы. Основу монетных кладов, сокрытых в IX—X вв., составляют арабские монеты. Таких кладов известно 9. Другая особенность заключается в том, что тезаврировались вместе с другими вещами или монетами женские шейные украшения — серебряные гривны, специфической формы, получившие в науке название «гривна глазовского типа». Они зарывались и отдельно, выступая, таким образом, самостоятельным средством платежа. Установлено свыше 50 пунктов гривенных кладов.

Материалы погребений позволяют ученым уверенно реконструировать костюм населения Чепцы. Основу женского костюма составляло платье (илл. 12). На голову надевался берестяной кокошник, обшитый материей, к которому прикреплялись бусы, бляшки, бисер. К нижней части головного убора прикреплялись шумящие украшения — подвески, пронизки. На шею женщина надевала витую серебряную гривну. Одна застежка представляет собой петлю, другая — многогранную шляпку- колбочку. С X в. эти гривны стали носить и мужчины, — известно по находке из Кочергинского могильника на р. Немде. Кроме гривны шею женщины украшали многочисленные ожерелья, составленные из бус восточносредиземноморского происхождения. На руках носили браслеты.

Зимой надевали шубы, сшитые растительными волокнами. Мужская и женская одежда шилась из льна, конопли, шерсти.

- 8 -

Сегментация протомарийских племен на север вдоль правого берега Вятки во второй половине 1 тыс. и аналогичный процесс протоудмуртских племен от устья Чепцы вниз по Вятке привели к установлению на ее среднем течении от Моломы до Кильмези контактной маргинальной зоны. Этническая принадлежность населения средней Вятки в конце I тыс. является дискуссионной.

Полузье и бассейн Моломы в IX—X вв. занимала этнографическая группа, ставшая позднее известной в письменных источниках как лузская пермца. Она являлась этнической периферией по отношению к формирующейся этнической общности коми-зырян. Лузская пермца испытала на себе сильное влияние прибалтийских и волжско-финских племен22.

Вторая половина 1 тыс. и начало нынешнего стало тем промежутком времени, когда длительный процесс этногенеза протомарийцев, коми и удмуртов близился к завершению.

Во второй половине I тыс. основу экономики населения Ветлужско-Вятско-Камского ареала составляло мотыжное земледелие и отгонное животноводство. Существовавшая подсечно-огневая система земледелия требовала освоения новых и новых угодий, выразившегося в систематической вырубке лесов. На подсеке выращивали полбу, просо, ячмень. Основу стада составляли лошади и крупный рогатый скот. Лошадь использовали как верховое, вьючное, а с X—XI вв. как тягловое животное. Конина шла в пищу. Коровы, как правило, были комолые, в меньшей степени разводили овец, свиней.

На рубеже I и II тыс. н. э. технологический прогресс был связан с применением сыродутного горна в производстве железных орудий труда — появилась возможность изготовлять крупные изделия из железа, например, наральники и косы-горбуши (илл. 13). При распашке стала применяться двурогая соха с перекладной полицей.

Выделяются группы воинов-всадников.

Отпала необходимость ведения хозяйства большими патриархальными семьями. Род распадается на малые парные семьи, в связи с чем увеличивается число селищ, а площадь жилых построек уменьшается.

Отдельные «гнезда», населенные протокоми на Верхней Каме, принадлежали патриархальным родам, состоящим из малых патриархальных семей.

У протоудмуртов род также занимал определенную территориальную единицу. Он включал в себя 2—3 воршуда, что подтверждается более поздними сведениями.

- 9 -

Такая социальная организация общества в данных природно-экологических условиях и уровне технологии обеспечивала устойчивое существование рассматриваемых племенных образований в Ветлужско-Вятско-Камском регионе.

Земледелие и животноводство, составляющие основу комплексного хозяйства, обеспечивали необходимый и частично избыточный продукт местному населению. К выращиваемым ранее просу, полбе, ячменю добавились огородные культуры — репа, горох. В животноводстве, ставшем благодаря использованию косы-горбуши стойловым, появилось новое направление — молочное. Коневодство постепенно уступает свою ведущую роль крупному рогатому скоту.

Металлургия железа становится самостоятельной отраслью ремесленной деятельности, тогда как гончарство остается домашним производством. Сырьем для выплавки железа служили болотные руды, часто встречающиеся в бассейне Вятки и Камы, и древесный уголь.

Важной отраслью экономики древних финнов и угорских племен была охота, которая со второй половины I тыс. стала носить промысловый характер. Основной добычей промысловиков была пушнина. На городище Шудьякар число убитых диких копытных животных меньше, чем пушных, в 3 раза (!). В процессе археологических исследований выявлены также стрелы с тупым концом (на белку) — тупики.

Местная пушнина высоко ценилась на мировых рынках. Известно, что Приуралье было открыто восточной торговлей не позже VI в. В обмен на меха местная знать и жречество получали восточное серебро в виде высокохудожественных изделий торевтики — блюд, кувшинов, а также монеты.

В IX в. Вятско-Камский ареал входил в сложившееся в это время единое экономическое пространство, образовавшееся на территории Восточной Европы. Местное население вело достаточно крупные экспортно-импортные операции, поставляя на евразийский рынок пушнину, мед, воск, получая взамен монетное и вещевое серебро.

Клады зарывались, как принято считать, в результате военно-политических и экономических осложнений. Они зарывались в основном местным малоподвижным населением, выступавшим в роли конечного потребителя валютного металла и/или в качестве обслуживающего персонала на развитых речных магистралях (Чепце) и волоках (Камско-Вычегодский, Юго- Моломский). Для потока арабского серебра, хлынувшего в Восточную Европу в конце VIII в., Вятско-Камский регион был глухой окраиной. Он был конечным пунктом распространения и арабских дирхемов, и западноевропейских денариев

- 10 -

в X—XII вв., а также в XI—XV вв. новгородских серебряных платежных слитков. Такие нумизматические наблюдения дают возможность реконструировать и этнические процессы.

В процессе этногенеза происходит смешение различных племен. В результате этого внешний облик каждого индивидуума того или иного этноса, обусловленный в первую очередь строением черепной коробки, претерпевает определенные изменения, поэтому одним из этноопределяюших признаков любого этноса является характер внешнего облика его отдельных представителей, изучаемый такой отраслью знаний как антропология.

Во второй половине I тыс. н. э. происходит консолидация протокоми, марийского и удмуртского этносов. В это время происходит складывание своего специфического субуральского (вятско-камского) антропологического типа в пределах малой уральской расы. Указанный тип характеризуется некоторой сублапоноидностью (монголоидностью) с преобладанием европеоидных признаков. Вместе с тем между населением Ветлужско-Камского ареала существуют различия в антропологическом облике. В частности, марийцы более монголоидны, чем их соседи.

В итоге становится понятным, что протоэтносы, сложившиеся в результате длительного этноисторического развития, в начале II тысячелетия преобразовались в устойчивые этнообразования. Этногенез не всегда шел по линии прогресса. Основу этнических процессов составляли, с одной стороны, частые миграции, а порой и просто вторжения инноэтнических и ин- нолингвистических групп населения или уход уже прочно осевших племен, а с другой стороны — изменение, отбор, взаимодействие, интеграция и, наконец, синтез различных культурных стереотипов.

Начавшееся в X в. проникновение в бассейны Ветлуги — Вятки — Камы славянских импортных вещей, затем отдельных поселенцев — стержень дальнейшей этнической истории края.