БАБИЙ НАРЯД (бабья наряда, обряда, справа).

Из книги:
Мужики и бабы.
Мужское и женское в русской традиционной культуре.
Санкт-Петербург. "Искусство-СПБ", 2005, с. 467-473.

Костюм замужней женщины.

Основной одеждой замужних крестьянок вплоть до 1880-х гг. был костюм традиционного типа. Он бытовал, наряду с европейской одеждой, и позднее в некоторых селах южной России и Алтая, что фиксировалось еще в 1930-е гг. Костюм русских женщин не был единым на территории России.

В северных и центральных губерниях Европейской России, на Волге и в Сибири традиционный костюм состоял из рубахи, сарафана, а также различного рода короткой нагрудной одежды с рукавами: шугая, нарукавника, нагрудника; или без рукавов: душегреи, епанечки. Головным убором по праздничным дням служил кокошник, разнообразный по форме и характеру украшений, а по будням повойник — мягкая шапочка, надевавшаяся обычно с платком.

В большинстве сел южных губерний Европейской России женский костюм включал в себя рубаху, понёву — поясную одежду из шерстяной темно-синей ткани в клетку, пояс, передник с рукавами или без рукавов, длинную нагрудную одежду с рукавами или без них (шушун, шушпан, кодман), сороку — головной убор на твердой основе, состоявший из нескольких не скрепленных друг с другом частей, которые надевали на голову по отдельности.

В некоторых селах южной России, где укрепились потомки служилых людей, защищавших в XVI—XVII вв. границы Российского государства, женщины надевали поверх рубахи полосатую юбку (андарак), жилетку-корсетку, широкий пояс и высокий, пристегивавшийся на пуговицах воротник. Головным убором был кокошник.

Казачки из станиц Дона и частично Терека носили кубелёк (кубилёк) — платье, сшитое в талию и надевавшееся поверх рубахи с широкими рукавами. Костюм дополняли длинные штаны и вязаный колпак.

Эти четыре комплекса представляли собой утвержденный традицией стандарт, которого женщины обязаны были придерживаться. Однако в рамках каждого имелось множество вариантов, наличие которых было обусловлено огромными пространствами России, а потому различными природными условиями и, следовательно, разными историческими судьбами населения. Локальное своеобразие проявлялось в деталях костюма, их количестве, в манере ношения, цветовой гамме и орнаментации.

Традиционный костюм обладал рядом признаков, которые напрямую указывали на статус замужней женщины. Прежде всего — головной убор, который, в отличие от венца или повязки девушки, полностью закрывал заплетенные в две косы волосы. Косы плелись на висках, а затем их либо укладывали надо лбом, либо закручивали сзади узлом. По русским поверьям, женщина с непокрытой головой являлась носительницей зла. Ее открытые волосы могли принести вред людям, хозяйству и урожаю, неблагоприятно повлиять на результаты охоты или рыбной ловли. В русском быту было известно три типа женских головных уборов: кокошник, сорока, повойник. Широкое распространение также имели квадратные платки, которые надевались поверх головных уборов.

Кроме того, символом замужества была понёва, входившая в состав южно-русского костюма. Во многих селах выражение «она надела понёву» означало замужество. Более того, девушка согласие на брак часто объявляла в ходе специального обряда, главным атрибутом которого была понёва. На следующий день после сватовства мать невесты предлагала своей дочке прыгнуть с лавки в понёву, которую держала в руках. «Вскаци, дитятко, вскаци милое», — говорила она дочери. Дочь отвечала: «Хацу — вскацу, хацу — не вскацу». После прыжка «в вечный хомут — бабью понёву» вопрос о согласии девушки на брак пересмотру не подлежал.

Понёва шилась из трех полотнищ темно-синей или черной, реже красной, шерстяной ткани в крупную клетку. Она надевалась на невесту всегда перед венцом, в отличие от бабьего головного убора, который полагалось надевать сразу же после венца или после брачной ночи. Во многих деревнях надевание понёвы представляло ритуальное действие. Младший брат невесты с головой накрывал свою сестру понёвой. При этом она причитала: «Братец, мой милый не надевай-ко на меня сухотушку-заботушку, не скидай с меня девичью красоту» — и старалась ее скинуть. В деревнях, где имел место этот обряд, невеста стояла под венцом уже в понёве.

Замужняя женщина за свою жизнь носила несколько вариантов традиционного костюма. Молодая баба, находившаяся в браке сравнительно короткий срок, имевшая одного, максимум двух детей, в праздничный день должна была выглядеть очень нарядно. Ее костюм включал до двадцати различных предметов яркого цвета, богато орнаментированных вышивкой, тканым узором, лентами, блестками, позументом, кружевом, красивыми пуговицами, а также дополнялся большим количеством украшений. С течением времени количество предметов в костюме сокращалось, кокошник и сороку в праздничные дни заменял повойник, цвет одежды становился более темным, постепенно снимались украшения. Костюм женщины, перешедшей в статус старухи, включал в себя два-три предмета одежды и был, как правило, темного цвета.

В последней трети XIX в. молодые женщины особенно в больших торговых селах, ремесленных пригородных слободах стали отдавать предпочтение костюму европейского образца, который казался им более красивым и модным.


Источник:
Мужики и бабы.
Мужское и женское в русской традиционной культуре.
Санкт-Петербург. "Искусство-СПБ", 2005, с. 467-473.