Шангина И. И. Русский традиционный быт.
Основные термины,
связанные с сельскохозяйственными работами


БАБКА — способ укладки снопов зерновых культур на жнивье. Обычно в бабке было от 5 до 10 снопов. При укладывании пятиснопной бабки четыре снопа ставили на комли рядом, но слегка наклонно друг к другу, а пятый укладывали поверх них — веером, прикрывая все сооружение от дождя и ветра. Десятиснопная бабка делалась несколько иначе: в центре ставили один сноп, к нему накрест прислоняли четыре снопа, а затем в каждый образовавшийся угол добавляли еще по снопу. Сверху все сооружение прикрывали крупным снопом колосьями вниз. Бабки стояли на жнивье две-три недели, потом их увозили на гумно.
ВОРОХ — куча, горка еще не веянного зерна.
ЖИТО — хлеб в зерне или на корню; ячмень (северное), рожь (южное); всякий яровой хлеб.
ЖНИВЬЕ — поле, где сжат хлеб. Жнивьем называют также солому, оставшуюся на корню после жатвы.
ЗАЛЕЖЬ — давно не обрабатываемая пахотная земля.
КИЧИГА — орудие для молотьбы зерновых культур и льна. Представляла собой вырубленный из березы вместе с частью ствола сук. Часть ствола (30— 45 см) была рабочей, а сук (до 1,2 м) использовался в качестве рукоятки.
КОПА ( КОПНА) — старинный способ укладки снопов зерновых культур для первоначальной их просушки на жнивье. Снопы укладывали в копу плашмя один на другой (крестом) так, что колосья торчали наружу. Сверху все сооружение прикрывали «крышей» — снопом, поставленным колосьями вниз, напоминавшим раскрытый зонт.
Копами (копнами) называлась и укладка скошенной травы после просушивания ее на лугу. Копы сена были небольшого размера и расставлялись на лугу на равном расстоянии друг от друга.
КОСТРИКА — отбросы льна и конопли после их трепания и чесания.


КРЕСТЦЫ — способ укладки снопов зерновых культур на жнивье. Снопы в крестцах укладывали в несколько рядов (по четыре в каждом) крестом, колосьями друг к другу. В первом ряду снопы перегибали таким образом, чтобы колосья не касались земли. Это предохраняло зерно от прорастания. Рядов могло быть от 3 до 5, т. е. в крестцы закладывалось от 12 до 20 снопов. Сверху укладывали еще один сноп, прикрывая центр, где сходились снопы.
КУДЕЛЬ — вычесанный и перевязанный пучок льна, пеньки, подготовленный для пряжи. Куделью также называется свиток, сверток избитой шерстобитами, готовой для прядения шерсти.
КУЖЕЛЬ — льняное волокно самого высокого качества.
ЛУЗГА — шелуха семян некоторых растений, например подсолнечника.
МЕЗГА — мягкий внутренний слой коры дерева. Мезгой называют также рыхлые, сочные остатки чего либо, например картофельные выжимки.
МОЧАЛО — лубяная часть коры молодой липы, разделенная на узкие полоски — волокна.
МОЧИЛО — яма с водой для вымачивания стеблей льна и конопли после их сушки на поле и отбивания семенных коробочек. Она была квадратной или вытянутой. Ее ширина и длина зависели от количества льна и конопли, предназначенных для мочения, а глубина не превышала 1,43 — 1,8 м. Стены ямы покрывали деревянной решеткой, иногда закрепляли деревянным срубом. Мочило заполняли дождевой водой или воду подводили к нему через отводные канавы из реки, озера, ручья.
МЯКИНА — остатки колосьев, стеблей и другие отходы, получающиеся при молотьбе.
НОВЬ — непаханая земля, целина.
НОЧНОЕ — выпас лошадей в ночное время.
ОМЕТ — сложенная большой кучей солома.
ПАКЛЯ — грубое волокно, отход обработки льна, конопли.
ПАСТЬБА — способ летнего содержания скота. В дневное время животные находились на пастбищах, и только поздно вечером их пригоняли в деревню. Пастбищенский сезон по всей России, как правило, начинался с Егорьева дня (23 апреля/ 6 мая) и длился до Покрова дня (1/ 14 октября).
ПАШНЯ — вспаханное поле.
ПОВЕСЬМО — пучок измятых на мялке стеблей.
ПОДСЕКА — лесная поляна, на которой вырубили и сожгли лес, подготовив землю для пашни.
ПОСКОТИНА (ПАСТБИЩЕ) — место выпаса скота. Под поскотину использовали различные участки земли: лесные угодья, пустоши, берега рек, озер, ручьев и пр.
СВЯСЛО (ВЯЗКА) — жгут для связывания снопов. Его изготавливали из длинной и эластичной ржаной соломы или болотных растений. Пучок стеблей делили на две части, которые складывали колосьями друг к другу и скручивали.
СКИРДА — сооружение для хранения снопов зерновых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Снопы в скирды укладывали горизонтально в несколько рядов, колосьями внутрь. Первый ряд клали на настил из жердей, переплетенных лозой, поднятый над землей на столбах на высоту 40—50 см. Это предо- храняло зерно от прорастания и почвенных вод. Скирды были продолговатой формы: ширина их равнялась длине двух снопов, положенных колосьями друг к другу, длина — произвольной. В одну скирду обычно помещалось от 4000—5000 до 8000 снопов.
СНОП — пучок стеблей зерновых культур с колосьями, которые сжаты серпом и перевязаны жгутом — свяслом. Снопы вязали самой разной величины: от 22 до 80 см в диаметре. Это зависело от различных причин: от вида зерновой культуры, от степени ее созревания, от имущественного положения хозяина.
СТАЯ — загон для скота в хлеву, конское стойло в конюшне.
СТОГ — сооружение для хранения сена. Стог представлял собой высокое конусообразное сооружение из сена, круглое в основании. Его окружность приближалась к 20 м. В основании стога лежал деревянный настил, приподнятый над землей на 25—35 см. Перед укладкой сена через деревянный настил в землю вбивался шест, вокруг которого и метали стог.
СУСЛОН — способ укладки снопов зерновых культур после жатвы. Суслон имел конусообразную форму и включал в себя от 5 до 20 снопов, поставленных друг на друга вверх колосьями. Сооружение покрывали сверху, как зонтом, двумя связанными вместе снопами. Количество снопов в суслоне зависело от зерновой культуры и местной традиции.
СЫРОМОЛОТ — обмолот зерновых культур без предварительной сушки в овинах, ригах, шишах. Обычно сыромолотом молотили хлеба в южных губерниях Европейской России, где жатва совпадала с жаркой погодой и хлеба не намокали от дождя.
ТРЕСТА — подготовленная для трепания льняная или конопляная солома.
ТРЕХПОЛЬЕ — система земледелия, комплекс агротехнических мероприятий, направленных на поддержание и повышение плодородия почв; поле, разделенное на три части. Основу трехполья составляют два действующих поля — озимое и яровое — и одно отдыхающее поле, по выражению крестьян, «парящееся». Правильное трехполье предполагало унавоживание полей, чередование действующих полей и пара, а также чередование культур на действующих полях.
ЯСЛИ — глубокий деревянный ящик, из которого в хлеву кормят скотину.
Источник информации:
Шангина И. И.
Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь.
СПб. : Азбука-классика, 2003. - 688 с.
Наверх
Вниз