Технические приемы вышивки и ткачества
- БРАЛЬНИЦЫ1
- БЕРДЕЧОК2
- БРАНОЕ ТКАНЬЕ3
- ГЛАДЬ4
- ЖАККАРДОВЫЙ СТАНОК5
- ЗАКЛАДНОЕ ТКАНЬЁ6
- ЗЕВ7
- МЕРЕЖКА8
- МНОГОРЕМИЗНОЕ ТКАНЬЁ9
- НАБОР10
- ОСНОВА 11
- ПЕРЕВИТЬ12
- РОСПИСЬ 13
- УТОК 14
Понятия и термины кроя
- БОРЫ 15
- ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА16
- ГЛУХАЯ ОДЕЖДА 17
- ГОРНИЧН.ОДЕЖДА18
- ЛАСТОВИЦА19
- НАБЕДРЕН.ОДЕЖДА20
- НАГРУДНАЯ ОДЕЖДА21
- НАПЛЕЧНАЯ ОДЕЖДА22
- НАТЕЛЬНАЯ ОДЕЖДА23
- ПОЛИК 24
- ПОЯСНАЯ ОДЕЖДА25
- ЗАПАШНАЯ ОДЕЖДА26
- ТУНИКООБРАЗНАЯ ОДЕЖДА 27
- ФАНТЫ28
- ХАЛАТООБРАЗНАЯ ОДЕЖДА29
- ХВАЛДЫ (ФАЛДЫ)30
Ткани и отделочные материалы
- АКСАМИТ31
- АРМЯНИНА32
- АТЛАС33
- БАРХАТ34
- БАТИСТ35
- БИТЬ36
- ВЕЛЬВЕРЕТ37
- ГАЛУН38
- ГАРУС 39
- ДАБА40
- ДРАДЕДАМ 41
- ЗОЛОТНАЯ НИТЬ42
- КАЗИНЕТ43
- КАМКА44
- КАМЛОТ45
- КНАВАТ46
- КАНИТЕЛЬ47
- КАШЕМИР48
- КИСЕЯ49
- КИТАЙКА 50
- КОЛЕНКОР51
- КРАШЕНИНА 52
- КУМАЧ 53
- МАДАПОЛАМ 54
- МИТКАЛЬ55
- МОЛЕСКИН 56
- НАБОЙКА57
- НАНКА 58
- ПАРЧА 59
- ПЕСТРЯДЬ60
- ПЛИС61
- ПЛЮШ 62
- ПОДХОЛСТНИК 63
- ПОЗУМЕНТ64
- ПОЛУБАРХАТ65
- ПОЛУПАРЧА66
- ПОЛУСУКНО67
- ПОНИТОЧИНА 68
- ПОСКОНЬ 69
- РЯДНО70
- САРЖА71
- САРПИНКА 72
- САТИН73
- СЕРМЯГА 74
- СИТЕЦ75
- СУКМАНИНА76
- СУКНО 77
- СУКНО ПОЯРКОВОЕ78
- ТАФТА79
- ТИК80
- ТРИКО81
- ТРИП 82
- ТЮЛЬ83
- ХОЛСТ84
- ХРЯЩ 85
- ШТОФ86
Виды кожи.
Некоторые детали ткацкого стана и технические приемы вышивки и ткачества. | |
БРАЛЬНИЦЫ — деталь ручного ткацкого стана. Представляет собой плоские длинные дощечки, с помощью которых набирают по счету определенное количество нитей основы для образования дополнительного зева. В зев пропускают уточную нить, создающую узор. Бральниц обычно две: одной набираются нити основы, другая прокладывается в них. | |
БЕРДЕЧОК — приспособление в виде деревянной дощечки с прорезями, используемое для изготовления поясов. | |
БРАНОЕ ТКАНЬЕ — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняют на двух или четырех ремизках с использованием бральниц. При этом применяют два челнока с уточной нитью: одним утком прокладывается фон, другим — узор. | |
ГЛАДЬ — прием вышивки иглой, при котором стежки делают вплотную друг к другу параллельными рядами. Рисунок создается постепенным изменением длины стежка. Гладь бывает односторонняя, т. е. такая, при которой узор заполняют только с лицевой стороны, и двусторонняя, при которой узор заполняют как с лицевой, так и с изнаночной стороны. | |
ЖАККАРДОВЫЙ СТАНОК — название дано по имени его создателя, французского изобретателя Жозефа Мари Жаккара. В 1808 г. он изобрел свой знаменитый станок — машину Жаккарда. Ее главной особенностью было наличие перфорированных картонов, которые, соединяясь в непрерывную цепочку, позволяли управлять каждой нитью или группой нитей основы в отдельности, что давало возможность избавить ткача от ручной переборки нитей для протягивания утка. Это позволяло получать на станке практически все тканые узоры, выполненные любым из способов переплетения нитей. Удавалось добиваться сложнейших живописных эффектов, успешно имитировать дорогостоящие ручные ткани. | |
ЗАКЛАДНОЕ ТКАНЬЁ — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. При этом способе тканья используют две ремизки, уточную нить укладывают по отдельным участкам ткани, а не пропускают во всю ширину. Каждый мотив орнамента прокладывают своим цветным утком. Уточную нить поворачивают на границе мотива. Благодаря этому на стыке двух мотивов образуются небольшие вертикальные зазоры. В некоторых районах, где распространено закладное тканье, зазоров не делают. Н ити одного цвета сплетаются с нитями иного цвета, образуя на границах разноцветных мотивов вертикальные выпуклости. | |
ЗЕВ — термин, применяющийся в ткачестве. Зев образуется при поднятии одной части нитей основы с помощью ремизок или бральниц. В зев пропускают уточную нить. П ереплетение нитей основы и утка образует ткань. | |
МЕРЕЖКА — технический прием вышивки по разреженной ткани. Мережку выполняют путем перевивания иглой нитей основы или нитей утка, оставшихся после выдергивания из ткани части нитей. Мережку делают обычно узкой, не шире 5 см. | |
МНОГОРЕМИЗНОЕ ТКАНЬЁ — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняют на нескольких ремизках (от 3 до 24), благодаря этому на ткани образуется двусторонний узор с негативным изображением на изнаночной стороне. | |
НАБОР — прием вышивки иглой по цельной ткани, при котором короткие стежки укладывают по счету нитей по основе и утку. Один стежок располагают на лицевой стороне ткани, другой — на изнаночной, третий — опять на лицевой и т. д. Благодаря этому на изнанке ткани получается негативное изображение узора. | |
ОСНОВА — нити, расположенные в ткани по ее длине. На ткацком стане основа состоит из множества параллельных нитей, пропущенных сквозь ремизки. Движением ремизок образуется зев, через который пробрасывают уток. | |
ПЕРЕВИТЬ — прием вышивки иглой по разреженной ткани, при котором нити основы и утка, оставшиеся после превращения ткани в мелкую сетку, перевивают, а ячейки сетки заполняют настилом (гладью), воздушными петлями и т. д. | |
РОСПИСЬ — прием вышивки по цельной ткани. Ее выполняют техникой «вперед иголку» по счету нитей. Нить при первом проходе укладывают то по изнаночной, то по лицевой стороне ткани, один стежок по основе, другой — по утку. При втором проходе свободные места на ткани заполняются. | |
УТОК — нить, расположенная в ткани по ее ширине. Ее укладывают при тканье между нитями основы с помощью челнока во время образования зева. | |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ КРОЯ | |
БОРЫ — сборки на женской и мужской одежде, преимущественно верхней и нагрудной, сшитой с отрезной по талии или в области лопаток спинкой. В некоторых видах одежды, например на душегрейках, шугаях, боры закладывались с подкладкой и куделью, образуя плотные трубки. Боры располагали сзади от талии или вокруг нее, расширяя нижнюю часть одежды. | |
ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА — одежда, которую надевали при выходе на улицу в холодное время года поверх горничной одежды. | |
ГЛУХАЯ ОДЕЖДА — одежда, надевавшаяся через голову, не имевшая переднего разреза. | |
ГОРНИЧНАЯ ОДЕЖДА — одежда, которую использовали в помещении и на улице в теплую погоду. | |
ЛАСТОВИЦА — кусок ткани ромбовидной или квадратной формы, вшитый под рукав, между ним и боковой частью рубахи. Ластовица давала большую свободу руке. | |
НАБЕДРЕННАЯ ОДЕЖДА — женская одежда, прикрывавшая нижнюю часть тела. То же, что и поясная одежда. | |
НАГРУДНАЯ ОДЕЖДА — одежда, прикрывавшая верхнюю часть тела человека, достигавшая талии или середины бедра. Ее надевали обычно поверх рубахи, использовали для ношения в помещении и на улице. | |
НАПЛЕЧНАЯ ОДЕЖДА — женская и мужская верхняя одежда без рукавов, типа плаща, которую накидывали на плечи. | |
НАТЕЛЬНАЯ ОДЕЖДА — женская и мужская одежда, надеваемая на голое тело, под основную горничную одежду, вариант нижнего белья. | |
ПОЛИК — плечевая вставка, соединявшая переднее и заднее полотнище рубахи с рукавами. П олики были прямоугольной формы (прямые полики) и трапециевидной (косые полики). Они расширяли верхнюю часть рубахи, делая ее более удобной для работы. | |
ПОЯСНАЯ ОДЕЖДА — одежда, которая закрывала нижнюю часть тела человека и закреплялась на талии. | |
РАСПАШНАЯ ОДЕЖДА — одежда с разрезом спереди и полами, которые запахивали или застегивали на крючки, пуговицы. | |
ТУНИКООБРАЗНАЯ ОДЕЖДА — одежда, сшитая из полотнища ткани, перегнутого по утку пополам, с воротом, вырезанным на сгибе. С боков ткань сшивали таким образом, что оставались несшитыми проймы для рукавов. В случае если ткань была узкой, то к боковым сторонам основного полотнища пришивали дополнительные, так называемые бочки. Туникообразная одежда могла быть как глухой, так и распашной. | |
ФАНТЫ — сборки на одежде, а также полы одежды. Фантами называли и выложенный черным гарусом узор на спине верхней осенне-зимней одежды. | |
ХАЛАТООБРАЗНАЯ ОДЕЖДА — широкая распашная одежда с прямой спинкой и прямыми полами, а также со вставленными боковыми продольными клиньями, иногда сильно расширяющими ее нижнюю часть. Обычно эта одежда была однобортной, запахивающейся, без застежек. | |
ХВАЛДЫ (ФАЛДЫ) — клинья, вшитые от талии в нижнюю часть верхней одежды, которую выкраивали с цельной спинкой. | |
ТКАНИ И ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | |
АКСАМИТ — ткань типа бархата, которую изготавливали из шелковых и пряденых золотых и серебряных нитей. Н аибольшее распространение имела в XVI— XVIII вв. | |
АРМЯНИНА — сукно из неокрашенной верблюжьей шерсти. В XVIII—XIX вв. армянина вырабатывалась казахами, кочевавшими в астраханских степях и за Уралом, татарами и уральскими казаками. | |
АТЛАС — шелковая или шелковая с введением шерстяного, льняного или хлопчатобумажного утка ткань, выполненная на восьми ремизках. Атласные ткани в XVI—XVII вв. поступали в Россию из И рана. В XVIII — начале XX в. их стали производить на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянском костюме XVIII — первой четверти XX в. не получили большого распространения. | |
БАРХАТ — шелковая ткань с коротким густым шелковым ворсом. Разновидность бархата — рытый бархат, в котором ворс покрывает только фон или только узор; ткань при этом выглядит рельефной. В XVIII—XIX вв. бархат изготавливали на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянских костюмах бархат встречался редко из за его высокой стоимости. Наличие у женщины бархатного сарафана расценивалось как признак зажиточности семьи. | |
БАТИСТ — полупрозрачная хлопчатобумажная, льняная, шелковая или шерстяная ткань полотняного переплетения из туго скрученных нитей, которые имеют одинаковую толщину для утка и основы. У батиста высокая плотность, но в то же время его отличают прозрачность и легкость. | |
БИТЬ — медная, серебряная, позолоченная расплющенная (плоская) нить, которая использовалась для вышивания и тканья позумента. | |
ВЕЛЬВЕРЕТ (ВЕЛЬВЕТ, ВЕЛЬВЕРТИН, ВЕЛЬВЕТИН, ВЕРВЕРЁТ) - хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс большей высоты, чем у бархата. В XIX в. его выпускали на русских фабриках. В крестьянском костюме использовали для головных уборов, безрукавок, как отделку верхней одежды. | |
ГАЛУН — тесьма, вытканная из металлической нити ( бити): золотной, серебряной, медной — с хлопчатобумажной или льняной нитью. В XVIII—XIX вв. эту тесьму изготавливали на русских мануфактурах и фабриках, использова- ли для отделки одежды. | |
ГАРУС — шерстяная сученая пряжа, используемая для вязания, вышивания, изготов- ления бахромы, помпонов, украшавших одежду и головные уборы. Гарус очень ценился русскими крестьянками, которые пользовались им только при орнаментации праздничной одежды. | |
ДАБА — плотная хлопчатобумажная ткань белого цвета или окрашенная в кубовый (синий) цвет. Среди русских крестьян славилась своей прочностью, красотой и дешевизной. | |
ДРАДЕДАМ — сукно, шерстяная ткань простого полотняного переплетения со слабо выраженным ворсом, окрашенная обычно в светлые тона. Это сукно было одним из самых дешевых в России XIX в. ДЫМКА — тонкая прозрачная ткань, обычно шелковая или льняная. В XIX в. ее ис- пользовали для изготовления головных покрывал. | |
ЗОЛОТНАЯ НИТЬ — тонкая медная или серебряная позолоченная нить, спряденная с шелковой или хлопчатобумажной ниткой. Золотная нить использова- лась для вышивания и плетения кружев. | |
КАЗИНЕТ (КОЗИНЕТ) — хлопчатобумажная, шерстяная, полушерстяная ткань сар- жевого переплетения, обычно одноцветная. В XIX в. ее изготавливали на русских фабриках. В деревнях казинет использовали для шитья верхней праздничной одежды. | |
КАМКА — тонкая шелковая, льняная, шерстяная одноцветная ткань. Характерной осо- бенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном). В XIX в. термин «камка» применительно к таким тканям употреблялся редко. Камчатые ткани изготавливали в XVIII—XIX вв. на русских мануфактурах и фабриках. | |
КАМЛОТ — шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта кам- лота изготавливали из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлением шелковой нитки. К амлотом называлась также плотная, но тонкая полоса- тая хлопчатобумажная ткань. В русских деревнях ее использовали для шитья верхней одежды и сарафанов. | |
КАНАВАТ — шелковая полосатая или клетчатая ткань коричнево оранжевого цвета, часто с узором (букеты цветов, ромбы), вытканным золотной, серебряной или медной нитью. В XVIII — начале XIX в. его изготавливали на русских мануфактурах в подражание восточным тканям. В русских деревнях ис- пользовали для изготовления головных покрывал. | |
КАНИТЕЛЬ — золоченая, серебряная или мишурная нить, свитая в спиральку. И с- пользовалась для вышивания. В России потребность в канители, которая широко применялась для золотошвейных работ, была достаточно высока. Однако ее производство отличалось трудоемкостью, и канитель счита- лась достаточно дорогим материалом. Крестьяне использовали ее для от- делки праздничной и свадебной одежды и головных уборов. | |
КАШЕМИР — тонкая шерстяная ткань, вытканная из лучших сортов шерсти. Кашеми- ром называлась также плотная двусторонняя хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В русских деревнях кашемир использовали для изготовления праздничной одежды и как отделочный материал. В XIX в. кашемир ткали на русских фабриках, а также привозили из за границы. | |
КИСЕЯ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрач- ная. В XIX в. ее изготавливали на русских фабриках. В крестьянском кос- тюме использовали для рубах и покрывал. | |
КИТАЙКА — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, как прави- ло синего цвета. Во второй половине XIX в. китайкой изредка называли такую же ткань красного цвета. В XVII — начале XX в. китайкой называ- ли шелковую однотонную ткань, привозимую из Китая, а также хлопча- тобумажную желтоватого цвета. | |
КОЛЕНКОР — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, хорошо прокрахмаленная в процессе изготовления. Коленкор был, как правило, белого цвета или окрашенный в один цвет. В русских деревнях белый коленкор использовали для шитья рубах или как подкладку для сарафанов, безрукавок, верхней одежды. | |
КРАШЕНИНА — холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет. | |
КУМАЧ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. В XVIII — первой половине XIX в. ее изготавливали татары Казанской губернии. Во второй половине XIX в. кумач делали и на фабриках других губерний России. Кумач в русских деревнях применяли для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, использовали для отделки одежды, головных уборов. | |
МАДАПОЛАМ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения белого цвета. В XIX в. изготавливался на русских фабриках. | |
МИТКАЛЬ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбелки миткаль получал название мадаполам, после отбелки и прокрахмаливания — коленкор, после набивки узора — ситец. В XIX в. его изготавливали на русских фабриках. | |
МОЛЕСКИН — хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая вид сукна благодаря легкому начесу. В XIX в. выпускался на русских фабриках. | |
НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань при помощи специальных набойных досок. В XIX в. набойка, как правило, была синего цвета (кубовая) с белым или светло- желтым, светло-зеленым узором. На готовую набойку часто наносили штампами красной масляной краской дополнительный узор, обычно мелкие кружки — «денежки». Набивные ткани делали в кустарных мастерских в провинциальных русских городах, селах и слободах. | |
НАНКА — хлопчатобумажная ткань, изготовленная на трех ремизках, плотная, белая или гладкокрашеная, иногда с набивным узором. В XIX в. нанка была одной из самых дешевых тканей, выпускаемых русскими фабриками. | |
ПАРЧА — ткань с шелковой основой и утком из металлических нитей (золотных, серебряных, медных). Парча считалась дорогой тканью, предназначенной для праздничных костюмов. В XVI—XVII вв. парчу привозили из Ирана, Турции, Италии, Франции. В начале XVIII в. в России была открыта первая мануфактура по изготовлению парчи. В XIX в. русские фабрики выпускали большое количество парчи, предназначенной для шитья крестьянских костюмов. | |
ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В деревнях ее широко использовали для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, применяли для подкладки. | |
ПЛИС — хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс плиса обычно длиннее ворса бархата. В XIX — начале XX в. изготавливался на русских фабриках в большом количестве и был сравнительно дешев. Использовался крестьянами для шитья шапок, жилетов, для отделки одежды. | |
ПЛЮШ — шелковая, шерстяная или бумажная ткань с ворсом на лицевой стороне, более длинным, чем у бархата. В зависимости от сорта использовался для шитья верхней одежды или нарядных женских платьев, применялся для отделки. Известен в России с XVII в., однако еще в 50-е гг. XX в. имел большой спрос у деревенских модниц. | |
ПОДХОЛСТНИК — ткань домашнего изготовления из шерстяных нитей утка и льняных (конопляных) нитей основы. | |
ПОЗУМЕНТ — тесьма, тканная из золотных, серебряных, медных нитей на хлопчатобумажной основе. Использовалась для отделки одежды, головных уборов. | |
ПОЛУБАРХАТ — бархат с добавлением шерстяной и хлопчатобумажной нити. | |
ПОЛУПАРЧА — ткань с хлопчатобумажной основой и утком из металлической нити. В XIX в. ее изготавливали на русских фабриках специально для крестьянской одежды. | |
ПОЛУСУКНО — сукно с добавлением льняной или конопляной нити. | |
ПОНИТОЧИНА — ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой. Ее изготавливали крестьяне для своей семьи и на продажу. В XIX в. широко использовалась для шитья верхней одежды. | |
ПОСКОНЬ — конопляные нитки, конопляный холст домашнего изготовления. В XIX — первой четверти XX в. использовали для шитья верхней одежды. | |
РЯДНО — редкая холщовая ткань домашнего изготовления. В XIX в. использовалась в основном для шитья рабочей одежды, а также на мешки, подстилки и т. д. | |
САРЖА — шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX в. в крестьянском ткачестве саржей называлась и полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржу домашнего изготовления использовали для шитья верхней одежды, иногда сарафанов. | |
САРПИНКА (СЕРПЯНКА) — льняная, хлопчатобумажная или полульняная пестрая (клетчатая или полосатая) тонкая ткань. Сарпинку изготавливали в XIX — начале XX в. на фабриках и в кустарных мастерских. | |
САТИН — плотная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, с глянцевой лицевой поверхностью. Бывает гладкокрашеным и набивным. Особой популярностью вплоть до 50-х гг. XX в. пользовался сатин-лебертин с мелким цветочным орнаментом. Использовался для шитья женских платьев и рубах, чаще всего косовороток. Одноцветный сатин был более дешевым и получил распространение в среде городской бедноты и крестьянства. | |
СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА) — толстое неокрашенное сукно домашней выработки. В XIX в. использовалось для шитья верхней одежды. | |
СИТЕЦ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII—XIX вв. его изготавливали на русских мануфактурах и фабриках. Он пользовался большим спросом у крестьян: из него шили рубахи, сарафаны, передники, применяли для отделки одежды. Особенно был популярен так называемый французский ситец, т. е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором. | |
СУКМАНИНА — сукно домашнего изготовления, в котором уток льняной, а основа
шерстяная. В XIX в. ее использовали для шитья верхней одежды. | |
СУКНО — шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной шерсти. Сукно изготавливали в XIX — первой четверти XX в. на русских фабриках и в кустарных мастерских, использовали для шитья верхней одежды. | |
СУКНО ПОЯРКОВОЕ — сукно из шерсти молодой овцы-ярки, стриженной осенью. | |
ТАФТА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливали ткань. В XIX в. тафту вырабатывали русские фабрики. Крестьяне использовали ее для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов. | |
ТИК — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего или фабричного производства. | |
ТРИКО — шерстяная ткань, изготовленная на многоремизных или жаккардовых станках из пряжи высших сортов, иногда с ворсом, как у сукна. Ткань выпускалась русскими фабриками. Крестьяне использовали ее для шитья верхней одежды. | |
ТРИП — бархат из шерстяной нити, плюш. В XIX в. изготавливался на русских фабриках. В крестьянском костюме применялся редко. | |
ТЮЛЬ — хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, изготовлявшаяся на русских фабриках. В русских деревнях его использовали для головных покрывал и иногда для отделки одежды. | |
ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст (кужельный, новина, усчина), на будничную — более грубый (изгребный). Холст широко использовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX в. | |
ХРЯЩ — толстый, грубый холст домашнего изготовления. | |
ШТОФ — шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX в. его изготавливали русские фабрики. В крестьянском быту использовали для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, головных уборов. | |
ВИДЫ КОЖИ | |
ЗАМША — мягкая кожа с блестящим низким густым ворсом, выделываемая из лосиных, оленьих, козьих шкур, отличающаяся хорошей воздухопроницаемостью, непромокаемостью и эластичностью. Использовалась для украшения верхней одежды, шитья перчаток и обуви. | |
ЛАЙКА — мягкая кожа, выделываемая из шкур молодых овец и коз, обладающая тягучестью и пластичностью. Использовалась для шитья обуви и перчаток. Изделия из лайки были принадлежностью костюма главным образом богатых горожан, в крестьянском быту встречались очень редко. | |
САФЬЯН — мягкая тонкая кожа из овечьих и козьих шкур, окрашенная в яркие цвета, использовалась для шитья праздничной обуви. В городском и крестьянском быту сапоги с сафьяновым верхом считались большой ценностью. | |
СЫРОМЯТЬ — вымоченная, промытая и пропитанная жиром кожа. Очень прочная. Обычно использовалась при изготовлении конской упряжи. | |
ШАГРЕНЬ — мягкая, шероховатая, с характерным рисунком кожа из шкур баранов, коз, овец, ослов. В народном быту вещи из шагреневой кожи встречались очень редко. | |
ЮФТЬ — толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, шлифованная с лицевой стороны, влагоустойчивая, обладающая высокой износостойкостью. Использовалась для изготовления мужских и женских сапог, женских башмаков. В быту крестьян и городских мещан обувь из юфти была основной кожаной обувью. |
Шангина И. И.
Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь.
СПб. : Азбука-классика, 2003. 688 с.