Л.Цапаева. Корабль детства уплывает в детство...

Как быстротечно время!
Давно ли мы встречали Новый год, новое тысячелетие ?! А за окном уже по-весеннему чирикают воробьи, и солнце начинает светить веселее, смелее выглядывая из-за тучи и на горизонте нет-нет, да появится ослепительно голубая полоска неба. На дворе весна... Промелькнуло 8 марта. Такой любимый праздник— теплый и какой-то ласковый. И, конечно, с цветами, пусть не для всех с живыми и настоящими. Но с цветком на открытке— обязательно.

Есть такое поверье: “Чем больше поздравишь людей, тем счастливее будешь сам”. Вообще-то не плохо бы. Хотя я поздравляю своих учителей не из корысти. А просто потому, что я их всех помню и люблю и желаю им хорошего здоровья, а к здоровью уж все само собой приложится: и счастье, и удача, и радость. А поздравить я их хочу с первой капелью, с лазурно-голубым небом, с прилетом грачей, с запахом весны, а весна, как известно, пахнет надеждой, счастьем и подснежниками. И кроме того, я хочу немного рассказать о самой лучшей, о самой дорогой для многих из нас школе.
О школе в Абрамычах.


А я - это Миля Уржумцева. Посмотрите на эту фотографию: может быть, кто-то и узнает на ней себя, и если это будет для кого-то маленьким сюрпризом, я буду только счастлива. Это мой первый класс, это мой первый учитель, это мои первые школьные друзья. Правда, тут есть ребята и постарше, должно быть, это 3 класс. А первого моего учителя звали Большаков Аркадий Михайлович. Его нет в живых, но он стоит перед моими глазами живой, высокий, красивый, подтянутый. Учитель с большой буквы.
Все мои детские воспоминания крепко-накрепко связаны со школой, с любимыми учителями.
Елкины - Леонид Григорьевич и Екатерина Ивановна. Сколько бы я ни копалась в своей памяти, все воспоминания о них - кусочек счастливой школьной поры.
Леонид Григорьевич - директор, учитель истории, удивительный собеседник и еще поэт. Как все-таки повезло нам, сельским ребятишкам!
И еще - просто Леонид Григорьевич, который первым вступал на льдину в овраге весной, овраг тот мы называли лединой. В разлив ледина была опасна и коварна, по ней неслись вспененные потоки талого снега. И бывало, что через нее мы переправлялись на спине Леонида Григорьевича. После удачной переправы для нас и менее для него. Мы-то стояли на бережку живые и невредимые, провожая взглядом иногда уплывающую в грязном потоке выпавшую из сумки тетрадку, а он зачастую с полными сапогами ледяной воды. И уже после переправы всех нас говорил: "С завтрашнего дня - каникулы”. “Ура!” — кричали мальчишки. В голубое небо летели их старенькие истрепанные шапки. Веселой гурьбой мы бежали по раскисшей дороге. Каникулы, каникулы... А Леонид Григорьевич стоял и смотрел нам вслед, пока мы не скрывались за бугром.

Екатерина Ивановна учила нас новым песням, придумывала интересные игры, учила ходьбе на лыжах. Как хорошо было в зимнем лесу, на проторенной ею лыжне. А зазевавшийся мог получить и охапку снега с еловой лапы, стряхнутой ею. И все это было очень здорово. А какие спектакли мы с ней ставили, а какие плели венки из разноцветной медуницы по весне! Я не помню, чтоб она нам навязывала что-то свое, мы просто вместе с ней жили всем тем, чему она хотела нас научить. С ней было легко и просто, наверное, потому, что мы не видели насилия над собой. Мы жили вместе, на одном, так сказать уровне, но без панибратства. С уважением, добротой и верой глядя на свою классную маму.

Валентина Федоровна Терехина - мы вас тоже любим и помним. Помним ваш строгий, требовательный взгляд. Помним, как щепетильны были вы по отношению к своему предмету. В моей памяти такой случай. Собирались мы домой, торопились. Я подгоняла подружку: “Одевай скорее свой платок”. И вдруг ваш голос: “Ну разве платок можно одеть?” Запомни навсегда: “Одеть можно кого-то, а надеть что-то”. Я запомнила. И еще я помню, написанные крупными буквами слова “дровяник”, “подьячий”. И когда мы, может быть, и зная правило, но по-деревенски все равно говорили “в клубу”, “драча”. Вы бесконечно не уставали поправлять “в клубе”,"драка" и т.д. И когда я сейчас слышу неправильно произнесенные кем-то эти слова, я сразу вижу ваш взгляд из-под очков и покачивание головой. Спасибо Вам, Валентина Федоровна, что вы научили нас говорить, писать, любить русский язык, любить книгу, любить стихи, просто уметь быть русским.

И еще часто в памяти всплывает новый 1964 год. Нам по 14-15 лет. Ходим по залу с подружками парами. Почти все в накрахмаленных белых платьях из... марли. Мы снежинки. Где ж в деревне взять другой наряд. И вот в зал входят молодые учителя. И королева среди них Гридина Маргарита Александровна. На ней такое платье... С ума сойти. Мы потом узнали, что ткань эта называется — бархат. Ой, как нам хотелось дотронуться до него руками.

Дома мы играли только в школу. В сандалии подкладывали деревяшки — это были каблуки. А юбки надевали опушкой вниз. Тогда у наших учителей были в моде узкие юбки. Мне долго нравилась обувь со скрипом, потому что поскрипывающие ботинки, отороченные мехом, носила наша Олимпиада Степановна.

Школа, школа... Любимая, далекая, она всегда была для меня оазисом чистоты, любви добра.

И снова я возвращаюсь своими воспоминаниями к своему первому учителю. Аркадий Михайлович! Он учил нас не только писать и читать, он учил нас любить свой край, свою землю. Он говорил, что посаженные нами деревья будут еще долго, долго радовать людей своей красотой и совершенством.

Я не могу сказать, хорошо ли, плохо ли это, но вот сейчас мы до школы знакомим детей с ней. А вот для меня (да и для моих сверстников) "Школа" была чем-то чрезвычайно прекраснейшим. Я до 1 класса ее никогда не видела, но я ее уже любила. Помню, как к 1 сентября мама шила мои первые школьные наряды. Мамина сестра (учительница по профессии) привезла нам свое шерстяное коричневое платье и желтую шелковую блузку. И вот мама мне сшила коричневый сарафан и тонкую желтую кофточку. Радости моей не было предела. В школу повел меня отец. День был теплый, почти что летний. По одну сторону дороги по полю шел комбайн, а по другую склонялись тугие колосья пшеницы. В кронах берез только где-нигде мелькали желтые листочки - "зайчики". Меня переполняли радость и счастье, и чуть-чуть щемило сердечко от страха.

Школа поразила меня своей красотой. Я еще никогда не видела таких огромных окон. Они сверкали своей чистотой, как озера. И высокие стройные березы под окнами. А еще мой взгляд поймал березки-двойняшки, они росли, тесно прижавшись внизу друг к другу, и уже выше стояли, вольно расправив ветви, и как-то уж очень достойно, подняв ввысь свои стволы. Все было торжественно, все было необычайно, все было очень красиво.

Меня посадили с девочкой Зоей Елкиной. Мои и ее родители дружили, как сейчас говорят "семьями". Ее папа и мама приходили к нам летом на "Казанскую", а мои ходили к ним в "Заговенье". Позднее, когда я уже стала учиться в школе, меня тоже брали с собой в гости в Елкино, а Зоя приходила к нам в Барышево.
Мы и сейчас, встретившись с Зоей, не можем наговориться. А помнишь? А ты помнишь? А знаешь... Да ты что? А я и не подозревала... и так далее.

Детство... Школьные годы... Сколько всего было. Сколько потом утекло воды. Но школа, учителя, наш сад, труд, тропинки и дорожки, они всегда в душе отзываются сладкой болью.
Выпускной вечер. Березки- двойняшки. Мы стояли около них, в глазах слезы. Светлые и чистые - ведь вся жизнь впереди, мы молоды. Какие счастливые мечты!

И вот 1998 год. Я снова у этих берез-двойняшек. В глазах слезы. Как жаль, что они горькие-горькие. И я уже не та наивная девочка. Но под ногами те же ромашки и медуница, то же голубое бездонное небо и березы около школы школы, которой нет. Но которая была и которая все будет жить в наших сердцах. Тихонько бреду по школьному саду. Старый, любимый сад. Ветки яблонь цепляются за мою одежду, как бы говорят: "Не плачь, остановись, поговори с нами, расскажи о себе. Мы рады видеть тебя. Мы тебя помним". И я останавливаюсь,глажу их шершавую кору, разговариваю. Вдыхаю аромат трав и цветов.. Как знакомо пахнет чем-то до боли родным. Запахи детства, родной стороны...
Прошло столько лет, а поляна, где был наш школьный городок (школа действительно была не в деревне, а на лесной поляне, за прудом), ведь не заросла бурьяном. Школьный двор, как и прежде, покрыт мягкой топтун-травой, шелковисто-нежной, а за бывшим учительским домом россыпь желтых купальниц или, как мы их называли, "купавок", "балаболок", цветут лесная герань, колокольчики, кошачьи лапки, анютины глазки. И все такое первозданно чистое.

На прощание я искупалась в жгуче-ледяной воде Абрамычевского пруда. Стало легко-легко. Как будто много тяжелого груза утопила я там. Как хорошо, что в моей жизни все это было. Хорошее и доброе. Спасибо вам, наши дорогие, наши любимые, наши всегда молодые и красивые учителя. Я хочу, чтоб вы были счастливы, я хочу, чтоб вы были здоровы, я хочу, чтоб вы жили долго-долго. Я горжусь, что вы были в моей жизни. Благодаря вам, мы с моей подругой Зоей (Зоей Александровной Крупиной) выбрали профессию учить детей. Учить доброте, любви к родным, к своему отчему краю, умению видеть красивое. Она учит их в школе, а я в детском саду. Мы тоже их очень любим и хотим, чтоб они выросли достойными людьми.


Здравствуйте,
Екатерина Ивановна!
Здравствуйте,
Леонид Григорьевич!
Здравствуйте,
Валентина Федоровна!
Здравствуйте,
Августа Александровна!
Вы нас помните?!
Или уже забыли?!
А мы вас любим
И помним.
Первая любовь постоянная.
Детская любовь вечная.
Ведь вы наше светлое детство,
Ведь вы наше школьное счастье.
В Абрамычах все было лучшее:
Вода в пруду хрустальная,
Березы самые белые,
Тропинки самые росные.
И метели там самые вьюжные,
Костры сирени пахучие,
Подружки самые верные
И тайны самые тайные.
Вы помните Зою Елкину?
Вы помните Леню Ашуева?
Вы помните Милю и Валю?
Колю, Алю и Женьку?
Мы верим, что вы все помните,
Мы знаем, что вы нас любите.
Ведь мы - ваша память и молодость...

Память о школе в Абрамычах...

Яранск
Газета "Отечество" №45 2001 г.